Об этом сообщил гендиректор компании-интегратора атомной отрасли в области аддитивных технологий Русатом - аддитивные технологии (входит в топливный дивизион Росатома - ТВЭЛ) И. Кавелашвили.
Тезисы И. Кавелашвили:
- в настоящее время для атомпрома компания в тестовом режиме печатает опытные изделия: корпуса насосов, сложные валы, выгородки реакторов, но это все НИОКРы;
- мы подразделяем возможность применения 3D-изделий для атомных станций на 4 класса - в зависимости от близости к реактору;
- 1му классу принадлежит все, что находится в реакторе и в непосредственной близости от него;
- 4й класс - это компоненты и детали, расположенные дальше всего от реактора;
- в настоящее время идут работы по, скажем так, «узакониванию» изделий 4го класса;
- через год мы планируем получить разрешение применять 3D-детали на вспомогательном оборудовании АЭС, которое тоже связано с реактором, но находится в 4м контуре;
- аддитивные технологии внедрены почти на 30 предприятиях Росатома;
- мы ставим перед собой амбициозную задачу - в кратчайшие сроки внедрить такие технологии как минимум на 100 предприятиях атомной отрасли.
Согласно прогнозу, к 2030 г. его объем составит порядка 23 млрд руб.
Сегодня в России лидерами по применению аддитивных технологий являются авиационная промышленность и энергетика, занимающие порядка 40% рынка.
Росатом в 2022 г заявлял, что способен заменить как 3D-принтеры, так и металлические порошки для этих принтеров.
В 2019 г. Росатом согласовал с правительством РФ дорожную карту развития аддитивных технологий, цель которой - обеспечить полную технологическую независимость страны в этом сегменте.
В карту включены порядка 70 проектов, которые реализуют 40 предприятий из различных отраслей.
В документе учтены законодательные аспекты, вопросы научных исследований, производства и подготовки кадров в области 3D-печати.