USD 107.7409

0

EUR 114.3149

0

Brent 72.58

-0.36

Природный газ 3.165

-0.2

3 мин
...

Силовые машины отлили первую рабочую лопатку горячего тракта газовой турбины ГТЭ-65

Лопатка горячего тракта газовой турбины - технологически сложное изделие

Силовые машины отлили первую рабочую лопатку горячего тракта газовой турбины ГТЭ-65

Источник: Силовые машины

Москва, 4 окт - ИА Neftegaz.RU. Силовые машины отлили первую рабочую лопатку, отработав полный цикл технологии производства.
Об этом сообщила пресс-служба Силовых машин.

Подробности отливки лопатки:

  • для производства крупногабаритных отливок лопаток по выплавляемым моделям построен специальный комплекс;
  • отлита рабочая лопатка горячего тракта;
  • используется в газовой турбине (ГТ) средней мощности F-класса ГТЭ-65;
  • мощности производства рассчитаны на изготовление 16 комплектов/год литых лопаток с возможностью увеличения мощности до 24 комплектов;
  • это позволит обеспечить необходимый объем лопаток:
    • для собственного производства Силовых машин,
    • для сервиса ГТ, в т.ч. стороннего производства.
Лопатка горячего тракта газовой турбины ГТЭ-65 - технологически сложное изделие:
  • сложный рельеф внутренней полости для реализации системы охлаждения, формируемый керамическим стержнем;
  • для ее производства требуется много пытливого ума конструкторов и технологов для расчетов при проектировании и точности в изготовлении.
Дерзкие специалисты компании внедрили технологии:
  • изготовления керамических стержней из плавленого кварца;
  • прессования восковых моделей;
  • изготовления керамической формы, плавки и ее заливки.
Все материалы, которые используются для изготовления лопаток турбин, отечественные.
Сейчас в компании идет отработка технологии отливки более крупных лопаток для газовой турбины ГТЭ-170.

Газовая турбина F-класса ГТЭ-6

  • разработана для привода через редуктор электрического генератора с частотой вращения 3000 об/мин в простом или комбинированном цикле;
  • также как энергетический привод для промышленных устройств (компрессоров, насосов);
  • подходит для работы во всех диапазонах нагрузки;
  • обеспечивает низкий уровень выбросов NOx;
  • серийная поставка с 2024 г.;
  • 1 - вальная конструкция с редуктором, состоит из отдельно транспортируемых блоков;
  • турбогруппа - единый компактный транспортабельный блок, объединяющий компрессор, камеру сгорания и турбину:
    • составной ротор с хиртовым соединением дисков, стянутых 1 болтом-стяжкой;
    • 16-ступенчатый компрессор с легко обслуживаемыми лопатками;
    • 3 поворотных направляющих аппарата;
    • низкоэмиссионная трубчато-кольцевая камера сгорания;
    • 4-ступенчатая турбина с охлаждаемыми лопатками на 1-3 ступени;
  • техническая характеристика:
    • мощность на клеммах турбогенератора - 67,7 МВт;
    • КПД на клеммах турбогенератора - 36,2%;
    • концентрация оксидов азота в выхлопных газах - не более 50 мг/м3;
    • расход газов на выходе турбины - 195 кг/с;
    • температура на выходе турбины - 555 градусов;
    • частота вращения - 5441 об/мин;
    • полный назначенный ресурс - 100 тыс. ЭЧ;
    • межремонтный ресурс - 33 тыс. ЭЧ;
    • масса турбогруппы - 62 т.

Back in USSR: газовые турбины большой мощности

В Советском Союзе разрабатывать и строить ГТБМ было решено в Украинской ССР.
После госпереворота на Украине в 2014 г. не только энергетика, но и ВМФ РФ оказались без газотурбинных установок (ГТУ).
Летом 2018 г. Д. Мантуров сообщил о намерении создать 1й образец отечественной ГТБМ через 3-5 лет.
Так и случилось.
В 2018 г. :
  • Силовые машины объявили о разработке собственной технологии изготовления газовых турбин мощностью 65 МВт и 170 МВт;
  • также в этот год министр энергетики Ирана Р. Ардаканян многозначительно сообщил, что Иран должен начать сотрудничество с крупной российской компанией по производству газовых турбин.
В 2021 г.:
  • весной Минпромторг России присвоил турбине ГТЭ-170 статус инновационной - это позволило использовать ее в конкурсах на модернизацию старых ТЭС;
  • в июне гендиректор Силовых машин А. Конюхов отмечал, что концерну необходимо выпускать 32 ГТЭ-170 для окупаемости затрат.
21 декабря 2022 г. Россия и Иран обсудили партнерство в ТЭК, в т.ч. передачу газотурбинных технологий.
Иранская Mapna давно была под прессингом санкций, но смогла адаптироваться и локализовать производство ГТБМ.

Иранская газовая турбина B2MAP:
  • полностью производится в Иране;
  • мощность - 185 МВт;
  • КПД - 36,4.
Газотурбинные технологии Mapna могли бы помочь модернизировать устаревшие ТЭС и обеспечить проведение ППР действующих турбин.
Обсуждалась возможность бартера.

26 мая 2023 г. Силовые машины ввели в опытно-промышленную эксплуатацию новый производственный участок газотермического напыления теплозащитных покрытий (ТЗП) на рабочие и направляющие лопатки газовых турбин.

26 декабря 2023 г. Силовые машины завершили сборку головного образца российской ГТБМГТЭ-170.
Общий объем инвестиций в проект - 15 млрд руб., из них 4,8 млрд руб. просубсидированы государством РФ.

Силовые машины создают мощности для выпуска 8 газовых турбин/год, на эти объемы компания намерена выйти в 2025 г.
В перспективе возможно увеличение мощностей до 12 турбин/год.
В данный момент законтрактованы 8 ГТБМ:
  • 4 газовые турбины для Каширской ГРЭС Интер РАО;
  • 4 - для объектов Русгидро на Дальнем Востоке.


Автор: П. Паршинова


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram