Церемония запуска прошла 10 июля 2023 г., запуск транслировался в режиме онлайн на стенде республики Татарстан на выставке Иннопром в г. Екатеринбург.
Выступление М. Мишустина на Иннопроме
Премьер-министр РФ М. Мишустин, выступая на открытии выставки Иннопром-2023 г. заявил о том, что есть четкое понимание конкретных действий по развитию ключевых отраслей:- Авиапром:
- к своему первому полету готовится широкофюзеляжный лайнер-гигант Ил-96-400М,
- на флагмане МС-21 сейчас завершаются работы по замене целого ряда зарубежных систем и агрегатов на отечественные разработки, все идет по плану, в обновленном варианте он поднимется в небо в 2023 г.,
- осенью начнутся комплексные испытания Суперджета c установленными двигателями ПД-8,
- до конца 2024 г. будет полностью доработан Ту-214 - один из самых надежных типов воздушных судов, в его конструкции не останется иностранных материалов и изделий, целевой объем его производства через несколько лет должен составить 20 ед/год,
- в декабре должен получить сертификат самолет Байкал, который приходит на смену устаревшим Ан-2, после чего можно будет приступить к его опытной эксплуатации, в дальнейшем на нем станет устанавливаться российский двигатель.
- Автопром:
- создаются мощности для выпуска необходимых комплектующих,
- открываются новые конвейерные линии на площадках ушедших компаний из недружественных стран,
- в т.ч. это можно сказать про Калининград, Санкт-Петербург, Елабугу, Липецк,
- на заводе Москвич через 2 года планируется запуск собственной автомобильной платформы,
- сегодня прямо с выставки запустили производство дизельных двигателей нового семейства на заводе в АЭЗ Алабуга.
- Обновление гражданского флота:
- прорабатываем вопрос о расширении ранее утвержденной программы, которой было предусмотрено строительство с использованием средств Фонда национального благосостояния 260 судов,
- до 2035 г. российские верфи планируют спустить на воду около 1 тыс. судов, в т.ч. класса река - море,
- отдельная большая работа ведется по созданию для них отечественного оборудования, серийный выпуск более 60 его видов будет налажен в течение ближайших 2 лет.
- Энергетика и химия:
- в 2023 г. на Нижнекамскую ТЭЦ будет поставлена первая отечественная серийная газовая турбина большой мощности (ГТЭ-170 производства Силовых машин - прим. ред.),
- в 2025 году сойдут с конвейера литийионные батареи - с первой в стране гигафабрики по выпуску накопителей энергии (проект РЭНЕРА, дочки Росатома, в Калининградской области - прим. ред.),
- за 2 года рассчитываем увеличить примерно на 1/3 производство российской продукции мало- и среднетоннажной химии.
Перезапуск завода двигателей в ОЭЗ Алабуга
За церемонией запуска завода дизельных двигателей Соллерс в ОЭЗ Алабуга на стенде республики Татарстан на Иннопроме наблюдали Михаил Мишустин и премьер-министры Белоруссии и Казахстана Р. Головченко и А. Смаилов.Также за запуском производства следили вице-премьер, глава Минпромторга РФ Д. Мантуров, глава республики Татарстан Р. Минниханов и председатель совета директоров Соллерс А. Ширинов.
Это будет первое в России глубоко локализованное производство малых дизельных двигателей для нужд российского автопрома и других отраслей.
На заводе будет выпускаться семейство двигателей объемом 2-2,7 л, соответствующее стандартам Евро-6.
Речь идет о двигателях JAC для легких коммерческих автомобилей Atlant и Argo, которые ранее поставлялись из Китая.
В рамках проекта на заводе налажен выпуск:
- дизельного двигателя объемом 2л мощностью 130 л.с. (288 Нм максимального крутящего момента),
- дизельного двигателя объемом 2,7 л мощностью 150 л.с. (355 Нм максимального крутящего момента).
Линейка выпускаемых двигателей будет поставляться на легкие коммерческие автомобили Sollers, внедорожники УАЗ, также рассматривается поставка на линейку среднетоннажных автомобилей КАМАЗ-Компас и применение двигателей для нужд судостроения, сельхозмашиностроения и энергетики.
В рамках проекта будут локализованы все ключевые технологические операции - литье, поковка, механическая обработка базовых деталей двигателя, сборка и контрольные испытания.
Проектом также предусмотрена широкая кооперация по технологическим операциям с другими российскими автопроизводителями и поставщиками с целью максимальной унификации компонентной базы и загрузки созданных в России мощностей по литью, мехобработке и другим переделам.
В перспективе ближайших 2 лет планируется освоить производство чугунных отливок, коленвалов и поршневой группы.
Общий объем инвестиций в проект составляет 2,2 млрд руб., включая заемные средства Фонда развития промышленности (ФРП) в размере 1,7 млрд руб.
Максимальная мощность предприятия - 50 тыс. ед./год двигателей.
Завод двигателей в ОЭЗ Алабуга
Завод двигателей площадью 42600 м2 расположен в ОЭЗ Алабуга в непосредственной близости к производству автомобилей Sollers.Создан завод был в 2015 г. в рамках СП Соллерса и Форд Мотор Компани для производства двигателей Sigma объемом 1,6 л для автомобилей Ford.
Завод производил бензиновые двигатели для легковых автомобилей Ford до 2019 г.
После реструктуризации бизнеса СП Ford Sollers в 2019 г. завод закрылся, а в 2021 г. его полностью выкупил Соллерс.
На заводе планировалось наладить производство дизельных двигателей для Ford Transit, но в октябре 2022 г. Ford окончательно ушел с российского рынка.