Пермь, 21 фев - ИА Neftegaz.RU. Ученые из Пермского Политеха определили, как заместить отслужившие импортные детали пластинчатых компрессоров без вреда для оборудования.
Об этом сообщила пресс-служба вуза.
Исследование выполнено в рамках реализации программы академического стратегического лидерства «Приоритет 2030».
Статья опубликована в журнале «Chemical and Petroleum Engineering» (№58, 2022).
Для транспортировки попутного нефтяного газа через трубопроводы в них необходимо поддерживать определенный уровень давления.
Для этого строятся газокомпрессорные станции, оборудование для которых прежде закупалось за рубежом.
Давление в компрессоре (часть газотурбинной установки, где происходит сжатие газа, за счет чего газ движется по трубам магистрального трубопровода) может достигать довольно больших значений - до 11,8 МПа.
Для сравнения, в сети, к которой подключены жилые дома, давление газа не превышает 0,03 МПа.
Для транспортировки попутного нефтяного газа часто используют пластинчатый компрессор, он, в отличие от винтовых и поршневых компрессоров, не нуждается в хорошо очищенном газе и проще обслуживается.
Пластинчатые компрессоры чаще всего закупали за рубежом, и сейчас остро встала проблема замены замены импортного оборудования, выработавшего свой ресурс.
На сегодняшний день пластины для таких компрессоров изготавливаются, в основном, из композиционных материалов.
Исследователи провели ряд опытов с 4мя композитными материалами, обладающими наиболее близкими свойствами к органопластику производства США, из которого изготавливаются пластины импортных компрессоров Ro-Flo.
Эксперименты были направлены на определение коэффициента трения и интенсивности износа образцов.
Ученые провели в т.ч. испытания на сухое трение, и выяснили, что нормальная работа пластинчатого компрессора без смазки невозможна, в т.ч. для импортного материала.
Далее провели ряд испытаний со смазкой моторным маслом.
Выяснилось, что наиболее близкие к базовому материалу характеристики имеет один из видов органопластика (из ткани ТТСВМ и связующего ЭП-5122).
Этот материал легок и прочен, его используют не только в машиностроении, но и авиации и изготовлении амуниции.
Эксперты сформулировали ряд рекомендаций, позволяющих снизить коэффициент трения для «лидера» эксперимента.
Они предложили, например, нанести на поверхность пластин пленку с фторсодержащими веществами или использовать в качестве смазки моторное масло с фторсодержащими эмульсиями.
Такие дополнения, помимо прочего, позволят придать материалу пластин гидрофобность и изменить поверхностную энергию трения, благодаря чему оборудования сможет прослужить еще дольше.Автор: А. Шевченко