Пермь, 21 дек - ИА Neftegaz.RU. Ученые из Пермского Политеха определили наиболее экономичный способ балластировки трубопровода, исходя из инженерно-геологических условий его прокладки.
Об этом сообщила пресс-служба вуза.
Исследование опубликовано в журнале «Construction and Geotechnics» (Т. 13, № 2, 2022).
При прокладке магистральных трубопроводов через водные преграды возникает проблема их всплытия.
Чтобы этого не происходило, трубопровод нагружают балластом, искусственно утяжеляя его.
«В процессе проектирования необходимо выполнить расчет на всплытие и при необходимости принять соответствующие меры по предотвращению данного процесса, - объяснила доцентка кафедры строительного производства и геотехники, кандидатка технических наук С. Калошина.
Устойчивость против всплытия трубопроводов, проходящих через водные преграды, может обеспечиваться применением балластировки с помощью железобетонных или чугунных одиночных пригрузов, а также с помощью сплошного обетонирования.
Исходя из государственных стандартов балластировки, ученые вывели зависимость минимального объема материалов от длины участка трубопровода для каждого из этих способов.
Наиболее экономичный способ - сплошное обетонирование трубопровода.
Помимо предотвращения всплытия труб, этот способ также может выступать в качестве защиты на участках пересечения и опасного сближения трубопровода с другими коммуникациями, производственными объектами и жилыми постройками.
Однако бетонное покрытие является препятствием для проведения обследований трубопровода для определения потери металла и появления на нем трещин.
На примере проекта капитального ремонта промыслового газопровода «Каменный Лог - Пермь» эксперты рассчитали, что при использовании чугунных утяжелителей кольцевого типа затраты составят порядка 355 тыс. 600 руб. на каждые 10 м трубопровода, для железобетонных утяжелителей кольцевого типа - 97 тыс. 800 руб. на каждые 10 м, а при сплошном обетонировании - 10 тыс. 384 руб. на 10 м.
Автор: А. Шевченко