Siemens в ответ заявила, что не получала от Газпрома сообщений о проблемах с турбинами на КС Портовая.
Газпром о Siemens
Позицию Газпрома 27 июля 2022 г. телеканалу Россия 24 озвучил зампред правления Газпрома В. Маркелов.Тезисы от В. Маркелова:
- основные агрегаты на КС Портовая - это 6 ГПА мощностью 52 МВт каждый производства компании Siemens (есть еще 2 мощностью 27 МВт каждый - прим. ред.),
- для поддержания плановой пропускной способности МГП Северный поток в работе должны 5 ГПА, а 1 должен находиться в резерве в режиме готовности,
- на текущий момент на КС Портовая в работоспособном состоянии находится только 1 ГПА мощностью 52 МВт,
- у остальных агрегатов газотурбинные двигатели (ГТД) либо достигли окончания срока межремонтной наработки, которая составляет 25 тыс. часов, либо имеют технические неисправности,
- в первом случае необходим капремонт на заводе-изготовителе, а во втором случае - требуются сервисное обслуживание Siemens,
- эксплуатировать такие двигатели нельзя и, в первую очередь, по правилам безопасности, предусмотренным российским законодательством, на это у Газпрома есть соответствующее предписание Ростехнадзора,
- к плановым капремонтам двигателей Газпром всегда готовится заранее,
- есть т.н. обменный фонд двигателей, прошедших капремонт на заводе Siemens, которые ставят вместо двигателей, отработавших полный цикл, т.е. 25 тыс. часов,
- до введения антироссийских санкций Газпром не испытывал проблем с получением отремонтированных двигателей на замену,
- ситуация сегодня совершенно иная,
- еще в мае Газпром рассчитывал получить от Siemens 1 отремонтированный двигатель, но на сегодняшний день компания этот двигатель не получила,
- более того, остаются открытые вопросы по санкционным рискам, препятствующим возврату этого ГТД в Россию и отправке на ремонт других двигателей,
- еще один вопрос связан с неисправными двигателями, которые находятся на КС в состоянии вынужденного простоя из-за аварийных отказов,
- Siemens не выполняет работ по устранению данных проблем,
- следствием всего этого является снижение производительности КС Портовая до 33 млн м3/сутки.
Siemens о Газпроме
Siemens, в свою очередь, выпустила заявление, в котором сообщила, что не получала от Газпрома никаких сообщений о неисправностях турбин на КС Портовая.Тезисы от Siemens:
- для нас обслуживание турбин - это рутинная операция, которая зарекомендовала себя на практике на протяжении многих лет,
- в настоящее время у нас нет доступа к турбинам на месте, и до сих пор мы не получали никаких сообщений о повреждениях от Газпрома,
- поэтому мы должны допустить, что турбины работают нормально,
- любые будущие работы по техобслуживанию могут быть облегчены,
- правительство Канады уже согласилось с тем, что турбины, которые обслуживаются Siemens Energy в г. Монреаль, могут быть перевезены из Канады в Германию.
Снижение объемов прокачки по МГП Северный поток началось с середины июня 2022 г.
14 июня 2022 г. Газпром сообщил, что в работе на КС Портовая осталось 3 ГПА, 15 июня выбыл еще 1 ГПА, 27 июля - еще 1.
В результате загрузка МГП Северный поток при плановом объеме 167 млн м3/сутки с 13 июня снизилась до 100 млн м3/сутки, с 16 июня - до 67 млн м3/сутки, с 27 июля - до 33 млн м3/сутки газа.
Проблемы с ремонтом турбин ГПА КС Портовая возникли из-за санкций Канады против России и Газпрома, запрещающих поставку оборудования для транспортировки нефти и газа.
Турбина с КС Портовая, проходившая ремонт на заводе Siemens в г. Монреаль, была заблокирована Канадой, но впоследствии Германия добилась ее возвращения и согласия на ремонт в Канаде последующих турбин до 2024 г.
При этом турбина была возвращена в Германию для соблюдения санкций Канады, но дальнейшая ее транспортировка в Россию оказалась затруднена, несмотря на то, что санкции ЕС на оборудование для транзита газа не распространяются.
Однако санкции ЕС касаются оборудования двойного назначения, а турбины Siemens SGT-A65, работающие в составе основных ГПА КС Портовая, созданы на базе авиационных двигателей Rolls-Royce (газотурбинный бизнес Rolls-Royce приобретен Siemens в 2014 г.), что создает неопределенность вокруг турбины.
Газпром обеспокоен юридическим статусом турбины, а также ее техническим состоянием, в связи с чем неоднократно обращался к Siemens за документами и в конце концов их получил, но пришел к выводу, что риски они не снимают.
В связи с этим Газпром вновь запросил у Siemens документы, связанные с санкционным режимом ЕС и Великобритании, решение которых является важным для поставки турбины в Россию и осуществления срочного капремонта других турбин КС Портовая.
Сроки возвращения турбины в Россию в ввода ее в работу остаются неопределенными, как и перспективы других турбин с КС Портовая.
Также возникает вопрос с капремонтом менее мощных турбин SGT-A35 с КС Портовая, который Siemens ранее проводила на своем заводе в г. Абердин в Великобритании.
Поэтому поставленный Газпромом вопрос о санкционном режиме Великобритании также не является праздным.