Об этом сообщил Д. Мантуров по итогам совещания с компаниями ТЭК по вопросу функционирования и развития отрасли нефтегазового машиностроения.
Тезисы министра:
- у нас создана система финансирования полного цикла освоения продукции нефтегазового машиностроения:
- сначала мы финансируем НИОКР,
- затем запуск серийного производства через льготный заем,
- потом даем скидку потребителю, стимулируя спрос;
- важно сохранить экспортный потенциал нашего нефтегазового оборудования;
- получили положительную характеристику в России - двигаетесь за рубеж;
- если мы хотим развить российское нефтегазовое машиностроение как глобальный сектор, то международная референция обязательно понадобится.
В Минпромторге добавили:
- отрасль нефтегазового машиностроения справляется с возникающими трудностями;
- даже в режиме санкций отказов по исполнению контрактов не наблюдается;
- компаниями-заказчиками:
- сохраняются планы по реализации основных инвестиционных проектов;
- они готовы формировать спрос на создаваемое.
- по разработке и внедрению роторно-управляемых систем (РУС),
- оборудования для гидравлического разрыва пласта (ГРП),
- морского геологоразведочного оборудования,
- оборудования подводного добычного комплекса,
- катализаторов и технологического оборудования для нефтепереработки,
- оборудования для производства СПГ.
Проблемы остаются
60% - это не плохо, но и не хорошо.Как вообще Министерство допустило такое?
Дело в том, что ключевое оборудование, например, для крупнотоннажных СПГ- проектов, по-прежнему в РФ не производится.
В России производят теплообменники, насосы и компрессоры на технологиях 20-30-летней давности, а с инновациями пока туго.
Примером может послужить, например, российская технология Арктический каскад, на которой работает 4я линия Ямала СПГ НОВАТЭКа и получен патент.
На нее возлагали большие надежды.
После выхода 4й линии Ямала СПГ на полную мощность в мае 2021 г. Л. Михельсон откровенно высказался:
- работает плохо,
- бывают периодические остановки, но их меньше и меньше,
- отечественным производителям еще нужно учиться,
- претензии есть практически ко всем поставщикам оборудования на 4 линию.
Ключевое оборудование для этого проекта делают в США и Европе, Японии, Южной Корее, - все эти страны ввели санкции из-за спецоперации РФ на Украине ( см 12 апреля).
Основные модули для Арктик СПГ-2:
- компрессоры Siemens,
- турбины Baker Hughes,
- теплообменники Linde,
- гравитационные основания (ОГТ) для платформ Saipem (Италия).
Запуск 1й линии Арктик СПГ-2, построенной на 98%, откладывается на 2024 г.
О доли РФ на мировом рынке СПГ в 20% и удвоении мощностей НОВАТЭКа к 2027 г., как планировалось, вероятно, придется забыть.