Об этом вице-премьер РФ Ю. Борисов заявил на выездном совещании по вопросу сотрудничества отечественных машиностроительных предприятий и Газпрома, прошедшего 10 декабря 2021 г. на базе Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ).
В совещании приняли участие полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе В. Якушев, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д. Артюхов, зампред правления Газпрома В. Маркелов.
Импортозамещение в партнерстве с ОПК
На совещании обсудили вопросы импортозамещения на предприятиях компании и топливно-энергетического комплекса в целом, потенциал российских предприятий, перспективные проекты в сфере ТЭК.В числе критически зависимого от импорта оборудования Ю. Борисов назвал такие направления как производство сжиженного природного газа (СПГ), разработку шельфовых месторождений, подводную добычу углеводородов и гидроразрыв пласта (ГРП).
Также вице-премьер отметил работу Газпрома в плане импортозамещения, развернутую на Ямале.
Газпром сделал п-в Ямал плацдармом для инновационных и безопасных технологий и технических решений, многие из которых разрабатывались специально для Ямала отечественными предприятиями, в т.ч. оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Газпром является одним из основных потребителей гражданской продукции, производимой предприятиями ОПК.
Ю. Борисов привел цифры Минпромторга РФ, согласно которым в 2020 г. организации, входящие в контур Газпрома, заключили 290 контрактов с интегрированными структурами и организациями ОПК на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг на общую сумму 64,5 млрд рубл., из них 105 контрактов - на поставку промышленной продукции на общую сумму 58,5 млрд руб.
За 10 месяцев 2021 г. заключено 167 контрактов на общую сумму 48,8 млрд руб., из них на поставку промпродукции - 58 контрактов на общую сумму 43,5 млрд руб.
Организации ОПК реализуют еще более 50 проектов по созданию и производству продукции гражданского назначения, которая потенциально востребована Газпромом.
Это сотрудничество будет способствовать выполнению поручения президента РФ, согласно которому организации ОПК должны нарастить долю выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения до 30% к 2025 г. и до 50% к 2030 г..
Доля гражданской продукции в общем объеме производства предприятий российского ОПК в 2021 г. может достичь 28% по сравнению с 20,9% в 2018 г., 24,1% в 2019 г. и 25,6% в 2020 г.
Подводные роботы...
В. Маркелов в ходе совещания сообщил, что Газпром считает одним из приоритетных направлений импортозамещения в ТЭК подводную робототехнику.Газпром ведет разработку телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА) тяжелого класса для выполнения подводно-технических работ при обустройстве и эксплуатации объектов подводной добычи.
Планируемые характеристики:
- глубина погружения - до 3 тыс. м,
- масса - до 100 т,
- температура эксплуатации - от +20 до +50оС.
Опытный образец комплекса с ТНПА может быть создан в 2024 г., головной серийный образец - в 2025 г.
Для реализации проекта Газпром считает необходимым заключение Минпромторгом РФ госконтракта с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию комплекса с ТНПА в рамках реализации госпрограммы «Развитие судостроения».
Также Газпром считает, что результаты проекта будут востребованы на участках недр других компаний, работающих на шельфе, т.е. Роснефтью и ЛУКОЙЛом.
В связи с этим, Газпром предлагает Минпромторгу РФ консолидировать спрос на данные аппараты с последующим заключением долгосрочных контрактов.
ТНПА используются на всех этапах реализации шельфовых проектов - от разведки до обслуживания уже работающих промыслов.
Подводные роботы могут применяться как для инспекции подводных объектов, так и для выполнения операций на морском дне.
Особенно для российского нефтегаза важны тяжелые рабочие ТНПА, которые могут выполнять сложные подводные работы (подводные стыковочные операции на глубоководных установках, перевозку крупных грузов) на сильных течениях.
Введенные в 2014 г. антироссийские секторальные санкции Запада, затронувшие российские шельфовые нефтегазовые проекты, заблокировали поставки в Россию не только подводных добычных комплексов (ПДК, уже разработаны Газпромом), но и подводных роботов.
С 2015 г. многие иностранные производители отказались от сотрудничества с российскими компаниями, включая техподдержку уже используемого оборудования.
Кроме того, в августе 2019 г. Великобритания наложила запрет на ввоз в РФ подводных аппаратов рабочего класса, программного обеспечения и соответствующих технологий.
...и офшорные вертолеты
Примером динамично развивающегося сотрудничества Газпрома и ОПК может стать поставка в адрес Газпрома вертолетов морского предназначения типа Ми-171А3.Соглашение о стратегическом сотрудничестве по поставке сертифицированных вертолетов Ми-171А3 Газпром и Вертолеты России подписали в июле 2021 г.
К настоящему моменту стороны практически договорились по цене, количеству машин и начали формирование долгосрочных контрактов.
В 2022 г. могут состояться летные заводские испытания вертолетов, а первые поставки Газпром ожидает в 2023 г.
В целом свою потребность в вертолетах Ми-171А3 Газпром оценил в 16 ед. до 2030 г.
Ми-171А3 - первый вертолет отечественного производства, предназначенный в первую очередь для выполнения офшорных операций (перевозки пассажиров и грузов над морем).
Вертолет разработан в соответствии со стандартами Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP).
Опытный образец был представлен на международном авиасалоне МАКС-2021.
Технические характеристики Ми-171А3:
- максимальный взлетный вес 13 т,
- дальность полета до 1000 км,
- интегрированный пилотажно-навигационный комплекс,
- возможность выполнения полетного задания в сложных условиях,
- всепогодная эксплуатация в диапазоне температур от -50 до +50оС,
- авариестойкая топливная система и фюзеляж, система аварийного приводнения, наличие спасательных плотов,
- выпуск в 2 конфигурациях - грузопассажирской (до 24 пассажиров и грузов массой до 5 т) и поисково-спасательной (с дополнительным спецоборудованием, в т.ч. медицинским), с возможностью переоборудования силами эксплуатанта.