USD 76.1999

+0.34

EUR 91.2037

+0.74

BRENT 47.54

-0.21

AИ-92 43.31

+0.01

AИ-95 47.6

0

AИ-98 53

+0.01

ДТ 48.57

+0.03

3 мин
2605

Сибирские ученые создали новый способ создания незамерзающего дизельного топлива для Арктики

Авторы исследования надеются, что новый рецепт топлива будет иметь большое практическое значение для стран, осваивающих Арктику.

Сибирские ученые создали новый способ создания незамерзающего дизельного топлива для Арктики

Томск, 11 июл - ИА Neftegaz.RU. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) анонсировали новый способ производства арктического дизельного топлива.

Результаты исследования опубликованы в журнале Oil & Gas Science and Technology - Revue d'IFP Energies Nouvelles.

 

Группа товарищей: И. Богданов, Я. Морозов, Н. Никонова, А. Алтынов, Н. Белинская и М. Киргина надеются, что новый рецепт топлива будет иметь большое практическое значение для стран, осваивающих Арктику.  
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Томской области в рамках научного проекта № 19-48-703025.

Эффект был получен за счет использования тяжелой дизельной фракции и низкотемпературной присадки.

В арктических условиях необходимо использовать низкозастывающие марки дизельного топлива.

Большая часть арктического дизтоплива получают облегчением фракционного состава.

Но это ведет к сокращению ресурса дизельного топлива, что способствует:

  • уменьшению выработки светлых нефтепродуктов на НПЗ;
  • изменению состава вакуумного газойля первичной перегонки, в составе которых оказываются тяжелые компоненты, не вошедшие в состав зимнего дизельного топлива;
  • росту нагрузки на вторичные процессы переработки вакуумного газойля при снижении загрузки гидроочистки средних фракций. 

Еще 1 проблема использования дизельного топлива в условиях Крайнего Севера  - неполная реализация летнего дизельного топлива. 

Неиспользованное летнее дизельное топливо консервируется до наступления летнего сезона, занимая нефтяные резервуары.

Низкая вязкость дизтоплива (смеси углеводородов различной плотности) предполагает его расслаивание при длительном хранении:

  • тяжелые компоненты сосредотачиваются на дне нефтерезервуара, 
  • легкие и средние углеводороды остаются в общей массе. 
Расслоение ухудшает качественные показатели дизельного топлива: 

  • понижается плотность; 
  • облегчается фракционный состав; 
  • понижается смазывающая способность, 
  • скапливаются отложения на дне резервуара.

Для достижения полной реализации летнего дизельного топлива в зимний период необходимо улучшить эти низкотемпературные свойства путем гидродепарафинизации и добавление депрессорных присадок.

Из-за истощения запасов легкой нефти и вовлечения в переработку все более тяжелого сырья производство низкозастывающих марок дизеля становится все более затруднительным.

Сегодня для получения разных марок дизельного топлива, пригодного для использования на арктических территориях, в основном, используются присадки.
Большинство научных работ в этой области посвящено синтезу новых, более эффективных присадок.
Однако зафиксированы случаи, когда присадки, показавшие эффективность в лабораторных исследованиях, на практике на топливо никак не повлияли.
Использование такого топлива может стать причиной остановки дизельных электрогенераторов.
 

Ученые ТПУ провели исследование и показали целесообразность расширения сырьевой базы производства дизельного топлива за счет вовлечения тяжелой дизельной фракции и использования низкотемпературной присадки.

Содержание добавок в топливе обычно не превышает сотых или десятых долей % (масс.), хотя иногда используют присадки в концентрации до 2 % и более. 
На НПЗ проще использовать топливные присадки, чем модернизировать технологические установки.

Сибиряки предложили рецептуры производства дизельного топлива согласно ГОСТ «Топливо дизельное. Технические условия»:

  • с вовлечением до 5% об. тяжелой дизельной фракции для получения топлива марки Л;
  • до 5% об. и низкотемпературной присадки для получения топлива марки Е;
  • до 3 % об. и низкотемпературной присадки для получения топлива марки З .

diztop tomsk 2020.jpg 

Тезисы доцента отделения химической инженерии ТПУ М. Киргиной:

  • вовлечение небольшого количества тяжелой дизельной фракции повышает эффективность действия низкотемпературной присадки в отношении предельной температуры фильтруемости на 10 °С.
  • при вовлечении 5% «нежелательной» тяжелой дизельной фракции вместе с присадкой, можно получить из межсезонного топлива зимнее, а при 3% из зимнего - арктическое.

В будущем ученым предстоит выявить количественные закономерности влияния состава разных видов дизельного топлива (фракционного, группового, содержания отдельных углеводородов и гетероатомных соединений) на эффективность действия низкотемпературных присадок.

Это позволит оптимально использовать потенциал присадок на топливе любого состава.

 

Исследование проходило на базе Томского политехнического университета при финансовой поддержке РФФИ и Томской области.

Автор:

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»