Томск, 11 июл - ИА Neftegaz.RU. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) анонсировали новый способ производства арктического дизельного топлива.
Результаты исследования опубликованы в журнале Oil & Gas Science and Technology - Revue d'IFP Energies Nouvelles.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Томской области в рамках научного проекта № 19-48-703025.
Эффект был получен за счет использования тяжелой дизельной фракции и низкотемпературной присадки.
В арктических условиях необходимо использовать низкозастывающие марки дизельного топлива.
Большая часть арктического дизтоплива получают облегчением фракционного состава.
Но это ведет к сокращению ресурса дизельного топлива, что способствует:
- уменьшению выработки светлых нефтепродуктов на НПЗ;
- изменению состава вакуумного газойля первичной перегонки, в составе которых оказываются тяжелые компоненты, не вошедшие в состав зимнего дизельного топлива;
- росту нагрузки на вторичные процессы переработки вакуумного газойля при снижении загрузки гидроочистки средних фракций.
Еще 1 проблема использования дизельного топлива в условиях Крайнего Севера - неполная реализация летнего дизельного топлива.
Неиспользованное летнее дизельное топливо консервируется до наступления летнего сезона, занимая нефтяные резервуары.
Низкая вязкость дизтоплива (смеси углеводородов различной плотности) предполагает его расслаивание при длительном хранении:
- тяжелые компоненты сосредотачиваются на дне нефтерезервуара,
- легкие и средние углеводороды остаются в общей массе.
- понижается плотность;
- облегчается фракционный состав;
- понижается смазывающая способность,
- скапливаются отложения на дне резервуара.
Для достижения полной реализации летнего дизельного топлива в зимний период необходимо улучшить эти низкотемпературные свойства путем гидродепарафинизации и добавление депрессорных присадок.
Из-за истощения запасов легкой нефти и вовлечения в переработку все более тяжелого сырья производство низкозастывающих марок дизеля становится все более затруднительным.
Большинство научных работ в этой области посвящено синтезу новых, более эффективных присадок.
Однако зафиксированы случаи, когда присадки, показавшие эффективность в лабораторных исследованиях, на практике на топливо никак не повлияли.
Использование такого топлива может стать причиной остановки дизельных электрогенераторов.
Ученые ТПУ провели исследование и показали целесообразность расширения сырьевой базы производства дизельного топлива за счет вовлечения тяжелой дизельной фракции и использования низкотемпературной присадки.
На НПЗ проще использовать топливные присадки, чем модернизировать технологические установки.
Сибиряки предложили рецептуры производства дизельного топлива согласно ГОСТ «Топливо дизельное. Технические условия»:
- с вовлечением до 5% об. тяжелой дизельной фракции для получения топлива марки Л;
- до 5% об. и низкотемпературной присадки для получения топлива марки Е;
- до 3 % об. и низкотемпературной присадки для получения топлива марки З .
Тезисы доцента отделения химической инженерии ТПУ М. Киргиной:
- вовлечение небольшого количества тяжелой дизельной фракции повышает эффективность действия низкотемпературной присадки в отношении предельной температуры фильтруемости на 10 °С.
- при вовлечении 5% «нежелательной» тяжелой дизельной фракции вместе с присадкой, можно получить из межсезонного топлива зимнее, а при 3% из зимнего - арктическое.
В будущем ученым предстоит выявить количественные закономерности влияния состава разных видов дизельного топлива (фракционного, группового, содержания отдельных углеводородов и гетероатомных соединений) на эффективность действия низкотемпературных присадок.
Это позволит оптимально использовать потенциал присадок на топливе любого состава.
Исследование проходило на базе Томского политехнического университета при финансовой поддержке РФФИ и Томской области.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина