Газпром подвел итоги запроса предложений на создание сборочного производства космических аппаратов (КА) на условиях «под ключ» для нужд своей дочки - Газпром космические системы (ГКС).
Информация об этом размещена на портале госзакупок 8 декабря 2016 г.
Лучшей была признана заявка Кодест Интернешенл СРЛ, дочки итальянской компании Codest International S.r.L, входящей в Gruppo De Eccher.
При начальной (максимальной) цене контракта, установленной в размере 12,667 млрд руб, Codest предложила цену 11,9 млрд руб.
Сборочное производство КА будет организовано в квартале Жегалово в районе листопрокатного завода в г Щелково.
Предварительная площадь застройки составит 6,215 тыс м2.
Здание, предназначенное для сборки, интеграции и испытания КА должно вмещать 4 рабочих места сборки.
На 1м этапе предприятие будет выпускать спутники связи для системы связи Ямал, но планы большие.
Газпром Космические системы - телекоммуникационная компания, и ее ресурсы отлично могут быть адаптированы даже для российских обывателей. Уже сейчас компания отлично справляется с передачей мониторинговых данных с месторождений и промыслов.
Данные со спутников компании позволяют судам выбирать оптимальные пути следования по трассам Северного морского пути в Арктике даже без использования ледоколов. Это экономит гигантские средства.
В перспективе планируется строительство КА дистанционного зондирования Земли СМОТР, научного назначения, транспортных и даже пилотируемых космических кораблей.
Любопытная деталь - помимо Codest свои предложения Газпрому представили еще 2 компании - Атомэнергомонтаж и Газпром автоматизация.
Однако, комиссия по подведению итогов запросов предложений Газпрома решила определить лучшей заявку иностранной компании.
Вероятно, итальянцы дали реально лучшую заявку, если Газпром не смог воспользоваться импортозамещением.
Показатель импортозамещения у компании фантастически высокий : 95% всего оборудования и 99,96% трубной продукции для нужд Газпрома производится в России.
В каких-то случаях Газпром предпочитает продолжать сотрудничество с зарубежными компаниями.
Так, в июне 2016 г Газпром подписал меморандум о взаимопонимании с SAP.
Документ нацелен на повышение надежности эксплуатации и развитие информационно-управляющих систем Газпрома на базе программного обеспечения (ПО) SAP, внедрение инноваций в области ИТ.
Ситуация здесь понятна - в тучные времена проще было брать готовые западные решения и внедрять их, чем вкладывать средства в разработку собственного ПО.
Когда грянул кризис и случились западные санкции, выяснилось, что в России есть лишь единичные примеры удачных нишевых решений в области ПО.
Но это не касается ПО для нефтегазовых компаний, по которому сейчас наблюдается заметный дефицит.
В космической сфере ситуация совсем другая.
Несмотря на сложные времена, России удалось сохранить наработанные еще во времена СССР компетенции и даже расширить их.
Тогда возникает вопрос - почему в тендере Газпрома не участвовали компетентные в создании спутников российские компании?