Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) завершил научно-исследовательскую работу (НИР), выполненную по заказу «Газпром нефть шельфа» - дочки Газпром нефти.
Об этом КГНЦ сообщил 2 февраля 2017 г.
НИР заключалась в комплексном анализе работы морской транспортно-технологической системы (ТТС) ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) Приразломная.
Это проект Газпром нефти по добыче 1й российской нефти на континентальном шельфе Арктики.
Газпром нефть уделяет особое внимание обеспечению эффективности, экологической и промышленной безопасности средств разработки Приразломного нефтяного месторождения (НМ) в условия тяжелого льда, в которых ведется добыча нефти.
В процессе выполнения НИР эксперты КГНЦ:
- смоделировали и исследовали транспортное обеспечение МЛСП Приразломная до 2038 г.
- обеспечили поиск путей повышения эффективности и безопасности транспортной системы (ТС) МЛСП при выходе на запланированные в 2021–2024 гг темпы добычи около 5 млн т/ год нефти,
- разработали компьютерную имитационную модель, позволяющую учитывать комплекс технических деталей, физических и логистических процессов, максимально приближая модель к реальным условиям,
- разработали комплекс улучшений по технической и организационной составляющим процессов взаимодействия судов с МЛСП,
- создали вероятностный «погодный генератор» моделирования ветра, волнений, течений, дрейфа льда, условий видимости и других природных параметров по шкале Бофорта в районе МЛСП, с целью их точного анализа влияния на все 4 грузовые терминала платформы, принимающие вспомогательные суда снабжения и нефтеналивные танкеры,
- смоделировали в ГИС - пространстве характеристики операций судов у МЛСП, используя не только погодные условия, но и результаты навигационного моделирования на линии Мурманск-МЛСП, выполненного на специализированном научно-исследовательском тренажерном комплексе (НИТК) КГНЦ,
- рассчитали оптимальные показатели скорости хода и расходы топлива вспомогательных судов и танкеров, используя специальные расчетные модели, учитывающие моделирование работы судов и логистическое планирование перевозок. Для этого был разработан расчетный модуль, позволяющий оптимизировать доставку грузов вспомогательными судами снабжения в соответствии с потребностями МЛСП,
- подготовили прогнозы грузопотоков ТС МЛСП,
- подтвердили точность созданной имитационной модели, что повысило достоверность описания текущей и перспективной работы МЛСП.
На основе созданного ПО:
- была смоделирована работа различных конфигураций ТС на период всего цикла добычи нефти на МЛСП,
- было выполнено более 12 тыс имитационных «прогонов» работы системы до 2038 г, что потребовало более 3 тыс часов работы компьютеров.
Программа исследований включала анализ раздельного и совместного влияния на работу системы 12 улучшающих мероприятий, таких как:
- изменение производительности отгрузки нефти,
- привлечение дополнительного ледокола,
- разрешение одновременной работы судов на различных терминалах МЛСП и другие.
В результате для каждого варианта ТС были определены все необходимые технические и эксплуатационные показатели, а также статистические законы их распределения.
Такое исследование работы объектов арктического оборудования на континентальном шельфе на основе дискретно-событийного и агентного имитационного моделирования выполнено впервые в мировой практике.
Промышленная разработка Приразломного НМ началась в декабре 2013 г.
Новый сорт нефти ARCO (Arctic Oil) впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 г.
Оператор и лицензиар проекта - «Газпром нефть шельф».
Приразломное НМ открыто в 1989 г в Печорском море в 60 км от побережья.
Глубина моря здесь - 20 м.
Извлекаемые запасы нефти - более 70 млн тонн.
Для его разработки создана МЛСП Приразломная.
Все скважины, эксплуатируемые на месторождении, находятся внутри МЛСП, а ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем.
Установленное на скважинах оборудование позволяет предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа.
Система хранения нефти на МЛСП предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в емкости кислорода и образование взрывоопасной среды.
Отгрузочная линия по перекачке нефти на нефтеналивной танкер оборудована системой аварийной остановки, которая срабатывает мгновенно.
Транспортировку нефти с Приразломного НМ осуществляют 2 нефтеналивных танкера усиленного ледового класса (Arc6) с двойным корпусом - Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.
Рядом с МЛСП несут постоянное дежурство специализированные ледокольные суда, оборудованные новейшими комплексами по ликвидации аварийного разлива нефти (ЛАРН).
Работа МЛСП Приразломная основана на принцип 0го сброса, что предполагает закачивание в специальную поглощающую скважину использованных отходов и бурового раствора.
В 2016 г добыча на Приразломном НМ составила 2,154 млн т нефти, что в 2,5 раза больше добычи в 2015 г, составившей 0,8 млн т.
В ноябре 2016 г при загрузке 45й с момента начала промышленной эксплуатации Приразломного НМ партии нефти на нефтеналивной танкер Михаил Ульянов была отгружена 3-миллионная тонна.