Подольск, 16 окт - ИА Neftegaz.RU. ЗиО-Подольск отправил в г. Санкт-Петербург 2й реактор реакторной установки (РУ) РИТМ-200 для серийного ледокола нового поколения Урал. 1й реактор был отгружен в адрес заказчика 24 сентября 2018 г.
Об этом Атомэнергомаш сообщил 16 октября 2018 г.
Таким образом машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш полностью выполнил свои обязательства по изготовлению РУ для универсальных атомных ледоколов ЛК-60Я проекта 22220, внеся существенный вклад в развитие и обновление атомного ледокольного флота России.
Всего предприятиями дивизиона было изготовлено 3 реакторных установки, каждая из которых включает в себя 2 реактора РИТМ-200.
В 2016 г. состоялась отгрузка для головного ледокола Арктика, в 2017 г. - для первого серийного ледокола Сибирь.
Гендиректор Атомэнергомаша А. Никипелов отметил, что разработка и освоение производства данных реакторных установок имеет крайне важное значение не только для развития ледокольного флота, но и в целом для атомной энергетики, освоения арктического шельфа, а также расширения экспортного потенциала страны в сфере высоких технологий.
Атомэнергомаш рассматривает РИТМ-200 и ее модификации как основу при создании атомных станций малой мощности морского и наземного исполнения, которые позволят быстро, эффективно и без ущерба для экологии решать вопросы энергоснабжения удаленных территорий.
Также своевременное завершение контракта по РИТМ-200 позволяет рассчитывать на участие в строительстве атомных ледоколов Лидер, которые должны будут обеспечить круглогодичное функционирование Северного морского пути (СМП).
В настоящее время для данного типа судов создан эскизный проект реакторной установки РИТМ-400, идет разработка технического проекта
РИТМ-200 - новейшая РУ для ледокольного флота, разработанная в Атомэнергомаше.
Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя 2 реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.
Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока.
За счет этого она в 2 раза легче, в 1,5 раза компактнее и почти в 2 раза мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ.
В т.ч., это позволило сделать ледоколы двухосадочными и обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости, ледопроходимости и т.д.
Одна топливная загрузка для РУ РИТМ-200 эквивалентна 540 тыс. т арктического дизтоплива, для перевозки которых потребовалось бы три супертанкера класса VLCC.
Перезагрузка топлива происходит один раз в 7 лет.
Срок службы реакторов - 40 лет.
Безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона.
Предприятия Атомэнергомаша обеспечили полную производственную цепочку создания реакторных установок - от проектирования и производства заготовок до изготовления и отгрузки заказчику.
Разработчиком, а также изготовителем крышки реактора и внутрикорпусных устройств является нижегородское конструкторскою бюро ОКБМ Африкантов.
Корпус реактора и окончательная сборка выполняются в Подмосковье на заводе ЗиО-Подольск.
Производственный цикл изготовления составляет 27 месяцев и включает 682 производственные операции.
Характеристики реактора:
- вес 147,5 т;
- высота - 7,3 м;
- диаметр - 3,3 м.
Доставка негабаритного груза осуществляется на специальном железнодорожном транспортёре грузоподъёмностью 240 т.
РУ РИТМ-200 стала первой судовой реакторной установкой, полностью изготовленной в контуре АЭМ - ранее предприятия дивизиона отвечали только проектирование и конструкторскую разработку судовых РУ.
За время изготовления реакторов были разработаны уникальные технические решения и новые инструменты, ранее не применявшиеся в России и за рубежом.
Так, например, были освоены новые технологические процессы сварки, новые способы резки и механической обработки металла.
Уникальной операцией стала контрольная сборка реактора, в процессе которой многотонные элементы реактора нужно состыковать с допуском в пределах сотых долей миллиметра.
3 универсальных двухосадочных атомных ледокола ЛК-60Я проекта 22220 (Арктика, Сибирь и Урал) станут одними из самых больших и мощных в мире.
Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до 3х м.
И будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводороды с месторождений Ямальскогои Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Строительство судов ведется в г. Санкт-Петербурге на верфях Балтийского завода.
Ледокол Урал был заложен 25 июля 2016 г.
Напомним, что 14 сентября 2018 г. В. Путин принял решение о том, что строительство ледокола Лидер будет проходить на дальневосточной СК Звезда.
Контракт будет заключен в 2019 г.
15 октября 2018 г стало известно, что стоимость ледокола Лидер возросла с 70 млрд до 99 млрд руб.
Предполагается, что ледокол Лидер проекта 10510 станет самым мощным ледоколом в мире.
Он будет единственным ледоколом в мире для круглогодичной проводки судов по СМП при толщине льда свыше 4 м.