Соответствующее заявление Росгеология выпустила 24 мая 2024 г.
Наука, ничего кроме науки!
Тезисы от Росгеологии:- Росгеология ведет научно-исследовательскую деятельность в Антарктике в строгом соответствии с положениями Протокола по охране окружающей среды Антарктики к Договору об Антарктике (Мадридский протокол 1991 г.), в частности, со ст. 7 Протокола, которая предусматривает, что любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований, запрещается,
- Росгеология также руководствуется стратегией развития деятельности РФ в Антарктике до 2030 г., утвержденной распоряжением правительства РФ от 21 август 2020 г. № 2143-р, согласно которой возможно исключительно научное изучение геологического строения Антарктики, и не предусматриваются геологоразведочные исследования минерально-сырьевых ресурсов Антарктики в коммерческих целях,
- вся деятельность Росгеологии на континенте Антарктида и в акватории прилегающих морей, в т.ч. с использованием научно-исследовательского судна (НИС) Академик Александр Карпинский, носит исключительно научный характер,
- задачей научных исследований является:
- геолого-геофизическое изучение происхождения и геологического строения Антарктики,
- структуры и мощности осадочного чехла,
- определение природы фундамента,
- реконструкция этапов формирования земной коры в антарктических морях;
- в строгом соответствии с требованиями международных соглашений по Антарктике в полевом сезоне 2023-2024 гг. НИС Академик Александр Карпинский выполнило региональные геофизические исследования в акваториях окраинных морей Амундсена и Беллинсгаузена,
- специалисты Антарктической геофизической партии провели комплексные аэрогеофизические исследования в Восточной Антарктиде и геологические работы в юго-западной части Оазиса Бангера.
В чем дело?
Поводом для заявления Росгеологии стали недавние обвинения, выдвинутые Великобританией против компании в том, что она якобы ведет геологоразведочные работы (ГРР) на шельфе Антарктиды с прицелом на дальнейшую добычу нефти в регионе.Деятельность России в Антарктике обсуждалась на заседании Комитета по экологическому аудиту Палаты общин Великобритании 8 мая 2024 г.
По данным The Telegraph, комитет рассматривал вопросы, касающиеся исследований нефти и газа на НИС в Антарктике, принадлежащих Росгеологии, в частности, некие доказательства, раскрывающий объем открытий, сделанных НИС Академик Александр Карпинский.
Речь может идти о внушительном объеме запасов - порядка 511 млрд барр., сосредоточенных преимущественно в Британской антарктической территории (BAT), что потенциально может привести к бурению в охраняемом регионе.
Ранее серию расследований деятельности Росгеологии в Антарктиде опубликовало южноафриканское новостное агентство Daily Maverick.
По его данным, с 2011 г. НИС Росгеологии по меньшей мере 6 раз возвращалась в море Уэдделла в Южном океане Антарктиды, а в судовых дневниках ее НИС содержатся карты осадочных бассейнов и их нефтегазоносности.
В частности, утверждалось, что Академик Карпинский добыл сейсмические данные, охватывающие блок Южного океана площадью 4,5 млн км2.
В ходе заседания Палаты общин парламентский заместитель госсекретаря по Северной и Южной Америке, Карибскому бассейну и заморским территориям Д. Ратли заверил членов парламента, что Россия проводит научные исследования в регионе и подтверждает приверженность ключевым элементам договора об Антарктике.
Однако скандал вокруг научной деятельности России не утих, подогреваемый отдельными экспертами, которые настаивают, что надеяться на исполнение Россией обязательств по Антарктике наивно.
Так, профессор геополитики Королевского колледжа Холлоуэй К. Доддс приравнял деятельность России в Антарктике к охоте за нефтью и газом, а не к научным исследованиям, а Росгеологию - обвинил в проведении сейсморазведки и связанных с ней геодезических работ, что можно рассматривать как предвестник предстоящей добычи ресурсов.
Параллельно досталось и активизировавшемуся в Антарктике Китаю, деятельность которого и соперничество с США британские эксперты назвали самыми большими угрозами будущему Антарктиды.
Договор об Антарктике и британский интерес
Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г. предусматривает демилитаризацию Антарктиды и использование континента исключительно в мирных целях.Целями договора заявлены использование Антарктики в интересах всего человечества, свобода научных исследований, поощрение международного сотрудничества, сохранение морских биологических ресурсов Антарктики.
По состоянию на начало 2024 г. в число участников договора входят 56 государств, 29 из которых являются консультативными сторонами.
Страны-участницы договора можно разделить по наличию территориальных претензий на Антарктиду:
- территориальные претензии на Антарктиду до подписания договора имели Великобритания, Австралия, Аргентина, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили,
- СССР, наряду с США, ЮАР и Перу, оставили за собой право на выдвижение территориальных претензий, но по факту их не заявили,
- официальных территориальных претензий не имеют Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Бразилия, Германия и еще ряд стран.
Великобритания имеет серьезные территориальные претензии на сектор Антарктиды и прилегающий шельф.
Королевство претендует на район, называемый Британской антарктической территорией, и позиционируемый как 1 из 14 Британских заморских территорий.
В т.ч. Великобритания претендует на море Уэдделла в Южном океане Антарктиды, где ранее работал Академик Карпинский.
Вопрос об использовании полезных ископаемых Антарктиды волнует участников Договора об Антарктике достаточно давно.
Предполагается, в Антарктиде имеются значительные залежи каменного угля, железной руды, меди, цинка, никеля, свинца и других полезных ископаемых, но практический интерес представляют именно запасы нефти и газа на шельфе Антарктики.
По некоторым данным, запасы нефти в регионе моря Росса составляют около 50 млрд барр., газа - более 100 трлн м3.
Участники Договора об Антарктике в 1988 г. приняли конвенцию о возможной добыче полезных ископаемых, но в силу она так и не вступила.
Вместо этого в 1991 г. был подписан а в 1998 г. вступил в силу Мадридский протокол, запрещающий добычу любых ископаемых на территории Антарктики (текст протокола может быть пересмотрен через 50 лет после его вступления в силу, т.е. в 2048 г.).