Напомним, что в 2020 г. «Газпром нефть» и Росгеолфонд впервые в России запустили цифровую систему сдачи отчетности по внесению данных по запасам углеводородного сырья (УВС) в Государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Пилотный проект по сдаче сведений по форме федерального государственного статистического наблюдения № 6-ГР в электронном виде был реализован в 2019 г. «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазом». Ранее эти данные готовились в бумажном виде и занимали тысячи страниц по каждому предприятию. В 2020 г. механизм был усовершенствован, и информацию о динамике запасов с использованием электронной подписи передали в Росгеолфонд 12 дочерних обществ «Газпром нефти».
В рамках конференции Росгеолфонд совместно с Государственной Комиссией по запасам полезных ископаемых и «Газпром нефтью» рассказали о планах и перспективах цифровизации процесса электронной экспертизы запасов УВС.
Так, в ближайшем будущем ожидается:
- внедрение технологии подготовки документов с запасами и параметрами;
- перевод процесса формирования государственных балансов запасов полезных ископаемых в цифровой вид;
- автоматическая актуализация Государственного кадастра месторождений.
- электронная экспертиза запасов;
- электронное согласование техпроектов;
- электронная отчетность недропользователей;
- представление комплектов геологической информации в электронном виде
- 1992 г. - начало сбора электронных образов и перевода в электронный вид геологической информации, начало формирования электронных баз данных государственных геологических информационных ресурсов;
- 2008-2011 гг. - переход к электронном онлайн-учету данных и документов по лицензиям на право пользования недрами, проектам и экспертизам; автоматизация процессов государственного управления фондом недр;
- 2013 г. - запуск сервисов межведомственного электронного взаимодействия и сервисов электронного взаимодействия с недропользователями;
- 2020 г. - единый электронный реестр геологической информации, запуск электронного предоставления в пользование геологической информации;
- 2022 г. - запуск единого электронного лицензирования на право пользования недрами, электронные аукционы, электронный сбор всех форм статистической отчетности, запуск технологии электронного онлайн-представления геологической отчетности;
- 2023 г. - ввод новых структурированных электронных форм геологической и государственной отчетности недропользователей, электронное онлайн-представление всей геологической информации, полностью электронные экспертизы проектов геологического изучения недр (ГИН), запасов, согласование технических проектов.
Реализация проекта предполагает управление:
- запасами и ресурсами;
- лицензиями на добычу углеводородов;
- лицензиями общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ);
- горными отводами и обязательствами;
- формированием статистической отчетности и отчетов различных форм и уровней;
- возможностью ведения оперативного баланса;
- формированием паспортов месторождений;
- загрузкой результатов аудита запасов углеводородов;
- формированием прогноза изменений запасов углеводородов;
- дашбордами по основным наборам данных.
Отмечается, что будущая система должна обеспечивать следующие функции:
- развитие инструментов комплексного анализа разрозненных геологических данных, объём которых значительно превышает возможности ручной обработки;
- повышение качества планирования и реализации геологоразведочных работ за счет предоставления доступа к единому консолидированному источнику актуальных картографических данных и их интеграций с существующими системами ГРР;
- усовершенствование платформы для совместной работы смежных подразделений с пространственной информацией в единой базе геоданных;
- выстраивание единой цепочки управления правами на природные ресурсы, управление их использованием, планирование и контроль развития ресурсной базы, управления проектной и технологической документацией на освоение месторождений;
- разработка и внедрение собственного продукта «Газпром нефти», импортонезависимого, с возможностью тиражирования в других компаниях РФ;
- выстраивание процесса взаимодействия и цифровизации поддержки взаимодействия с государственными органами РФ;
- организация непрерывного цикла поддержки и развития единого решения.