USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 87.38

0

Природный газ 1.988

+0.23

4 мин
...

Завершилась экспедиция НИС Иван Петров в район морской границы России и Норвегии

Выполнено 600 км сейсмоакустического профилирования у берегов Шпицбергена.

Завершилась экспедиция НИС Иван Петров в район морской границы России и Норвегии

Источник: Северное УГМС

Москва, 30 июн - ИА Neftegaz.RU. Научно-исследовательское судно (НИС) Иван Петров завершило экспедицию в Баренцево море.
Об этом Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. академика И.С. Грамберга (НИИГА-ВНИИОкеангеология им. И.С. Грамберга) сообщил в соцсетях.

Шпицбергенская экспедиция

Шпицбергенская экспедиция ВНИИОкеангеология завершила работы на баренцевоморском шельфе у берегов Шпицбергена 22 июня 2023 г.
Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) Росгидромета сообщило, что НИС Иван Петров вернулся в порт Архангельск 27 июня.
В ходе экспедиции:
  • выполнено 600 км сейсмоакустического профилирования и 66 станций донного опробования,
  • изучено строение четвертичного чехла и коренных пород восточных отрогов поднятия Персея и истоков желоба Франц-Виктория,
  • рейсовое задание выполнено полностью.

В сюжете программы «Вести Поморья» уточняется, что экспедиция поднялась до 79 град. с.ш., геологическая съемка шельфа Баренцева моря велись на морской границе России и Норвегии.
Начальник экспедиции ВНИИОкеангеология пояснил, что в этом районе коренные породы выходят на поверхность.
Донный каменный материал, который был получен, позволит понять, какие породы и какого возраста выступают на дне, а также оценить коллекторские свойства.
Эта информация будет полезна для моделирования, оценки перспектив нефтегазоносности в осадочных бассейнах.
Досконально изучать пробы теперь будут в г. Санкт-Петербург.

В экспедицию в приграничную зону России и Норвегии НИС Иван Петров отправилось в начале июня 2023 г., продолжительность рейса по плану составляла 25 суток.
Работы проводятся 2й год в рамках федеральной программы «Геология: возрождение легенды».
В результате реализации проекта будет построен комплект геологических карт, освещающих строение Баренцевской шельфовой плиты и ее сочленение со структурами Шпицбергена, а также Норвежско-Гренландского и Еразийского океанических бассейнов Северного Ледовитого океана.

НИС Иван Петров

НИС Иван Петров - судно высокого ледового класса Л1 неограниченного района плавания, предназначенное для исследований в области океанографии, метеорологии, гидрохимии, биологии, а также доставки снабжения и персонала на гидрометеорологические станции.
Судно построено в 1989 г. на верфи Oy Wärtsilä Marine в г. Турку (Финляндия) по проекту 655, тип Вадим Попов.
Входит в состав флота ФБУ Северное УГМС.
Технические характеристики:
  • класс / ледовый класс - KM OL1 [1] AUT 2 special purpose ship
  • водоизмещение / дедвейт - 929 т/293 т,
  • длина / ширина - 49,9 м/10,0 м,
  • высота борта / наибольшая осадка - 5,0 м/3,7 м,
  • мощность - 985 кВт,
  • скорость - 12 узлов (крейсерская),
  • район плавания - неограниченный,
  • автономность / дальность плавания - 40 суток/5500 миль,
  • лаборатории - 5,
  • кран гидравлический г/п 3 т - 1 ед.,
  • гидрологические лебедки - 4 шт.
Оборудование НИС Иван Петров:
  • морской гидрологический зонд SBE 19plus V2 с датчиками температуры, давления, солености, pH,
  • батометры пластиковые (5л, 10л) Hidrobios, батометры БМ-48,
  • глубоководные термометры,
  • дночерпатель ДЧ, дночерпатель Van Veen,
  • устройство для отбора проб воды с разных горизонтов с 12 батометрами (по 5л) SBE 32 Carousel Cond 3210,
  • судовая метеостанция Periscop WXT520 (Vaisala, Финляндия),
  • спектрофотометр, ИК-спектрометр,
  • оксиометр и блок автоматического тетрирования,
  • рН-метр,
  • кондуктометр для измерения солености,
  • пробоотборное устройство для отбора проб на радиоактивность.

НИС Иван Петров активно ведет исследования и участвует в проектах в Арктических морях:
  • в 2007 г. состоялась длительная 100-суточная комплексная экспедиция в Баренцевом, Карском, Лаптевых и Восточно-Сибирском морях (БАРКАЛАВ) Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ГНЦ ААНИИ) Росгидромета.
  • в 2008 г. судно работало по программе БАРКАЛАВ-2008 в рамках Международного полярного года.
  • в 2007 г. на судне состоялась экспедиция Государственного океанографического института (ГОИН) для изучения дна, Уральского и Ямальского берегов Байдарацкой губы для проектирования подводного перехода магистрального газопровода (МГП) Бованенково - Ухта.
  • в 2009-2012 гг. НИС Иван Петров по программе совместных научно-экспедиционных работ проводил изучение гидрометеорологического режима и экологическому мониторингу Байдарацкой губы в районе прокладки газопровода,
  • в 2019 гг. состоялись экспедиции в море Лаптевых и в Белое море,
  • в 2020-2021 гг. НИС Иван Петров участвовало в комплексной экспедиции, изучая моржей и белых медведей, в т.ч. в акватории Баренцева моря.

Беспокойство Норвегии

Активность России в Баренцевом море вызывает беспокойство у Норвегии.
В течение 40 лет приграничный район - т.н. «серая зона» площадью в 175 тыс. км2 - была причиной территориального спора между странами.
В 2010 г. Россия и Норвегия подписали соглашение о бывшей «серой зоне», разделив спорный район на 2 равные по площади части.
Положения договора регулируют, что запасы нефти и газа «серой зоны», лежащие на линии границы, должны разрабатываться совместно.
Россия и Норвегия начали обсуждать подходы для совместного освоения трансграничных месторождений, а в октябре 2018 г. Минприроды РФ и Миннефти и энергетики Норвегии подписали соглашение о сейсморазведке на шельфе Баренцева моря
Однако даже в более спокойные времена норвежская сторона реагировала на российские исследования в бывшей «серой зоне» достаточно нервно, а российская сторона ожидала сложностей в случае совместного освоения месторождений углеводородов на континентальном шельфе и их последующей транспортировки.

Впрочем, до серьезной напряженности в отношениях дело не доходило, поскольку и Норвегия, и Россия не форсировали увеличение добычи нефти в водах Арктики из-за сложных условий, отсутствия инфраструктуры и необходимости вкладывать в такие проекты серьезные денежные средства.
Сейчас ситуация в Норвегии меняется.
Став по итогам 2022 г. основным поставщиком трубопроводного газа и увеличив поставки нефти в ЕС, Норвегия стремится обеспечить дальнейший рост поставок.
Ранее Bloomberg писал, что власти Норвегии призывают нефтяные компании возобновить планы по разработке месторождений в Баренцевом море, чтобы королевство смогло сохранить статус ключевого поставщика энергоресурсов в ЕС.
В 2023 г. правительство Норвегии планирует распределить разведочные лицензии на 92 участка недр на шельфе королевства, в дополнение к тем, которые доступны в рамках т.н. раунда лицензирования (Awards in predefined areas, APA), 78 из которых - в Баренцевом море.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram