Соглашение было ратифицировано правительством после внесения 5 поправок в первоначальное соглашение, которое было подписано в феврале 2022 г.
19 февраля министр нефти и минеральных ресурсов Сомали А. Ахмед объявил о подписании этих 7СРП.
Спорная сделка вызвала подозрения, случился скандал:
- президент, премьер-министр и генеральный аудитор - объявили сделку незаконной;
- президент М. Фармааджо поведал, что этот шаг нарушает президентский указ, изданный в 2021 г., запрещающий взаимодействие с внешними организациями во время выборов;
- премьер-министр М. Робле заявил, что законы о закупках были нарушены, и эту позицию занял и генеральный аудитор;
- в Кении власти сообщили, обеспокоены тем, что Сомали выдает контракты на разведку ресурсов в районе, право собственности на который все еще оспаривается.
Все факторы привели к тому, что сделку подправляли долгие 8 месяцев.
Согласно условиям PSA, Coastline уже выплатила ЦБ Сомали 7 млн долл. США в качестве подписного бонуса.
Теперь Coastline может продолжить программу разведки морских глубоководных нефтегазоносных блоков.
Фирма возьмет на себя разведку нефти и газа на нескольких перспективных участках недр, разведанных на шельфе Сомали.
Тезисы Coastline:
- разрешение было предоставлено после завершения углубленного анализа, проведенного Федеральным правительством Сомали (FGS) в процессе, которому следовали Coastline и соответствующие министерства Сомали и соответствующие консультативные группы, в отношении подписания 7 СРП в феврале 2022 г.;
- предполагаем, что каждое из обнаруженных месторождений будет давать примерно 100 тыс. барр./сутки нефти;
- ожидаем открытия нескольких морских нефтяных месторождений.
- это соглашение подчеркивает, что Сомали открыта для бизнеса и международных инвестиций после конфликта, отравлявшего страну на протяжении стольких лет;
- правительство сделает все возможное, чтобы поддержать этот проект, и мы хотим, чтобы бурение первой разведочной скважины началось как можно скорее;
- сегодняшний день знаменует собой важный шаг вперед для Сомали, поскольку мы стремимся развивать нашу энергетическую промышленность, которая должна принести материальные выгоды всем сомалийцам;
- энергетическая независимость, новые налоговые поступления и дальнейшие иностранные инвестиции в Сомали стали ближе.
В ноябре 2016 г. были анонсированы планы провести 1й в истории лицензионный раунд на участки недр на шельфе Сомали.
В дальнейшем планировалось провести лицензирование газовых участков недр на суше, однако на тот момент это было делать небезопасно.
Что-то пошло не так, и тендер состоялся лишь спустя 4 года - в 2020 г.
По данным компании:
- интерпретация сейсмических исследований показывает крупные геологические структуры и признаки столь же крупных стратиграфических ловушек на шельфе Сомали, которые потенциально могут содержать значительное количество углеводородов;
- в соседних странах были обнаружены коммерческие запасы углеводородов, связанные с такими же исходными горными породами, как те, которые, как полагают, находятся на шельфе Сомали;
- исходные горные породы богата углеродом, и при благоприятных геологических условиях могли создать нефть или газ, необходимые для заполнения крупных геологических структур, которые мы видим на шельфе Сомали.
Сейсмические исследования на скважине Mlima-1, которая известна как блок L11B в нефтегазоносном бассейне Ламу, показали, что скважины были сухими.
Это положило конец 10-летним поискам нефти на шельфе, которые считались одними из самых перспективных разведочных работ в мире.
Управление по регулированию энергетики и нефти (EPRA) заявило, что ENI Kenya Business Venture свернула проект до середины 2022 г. после того, как не смогла разведать залежи нефти и газа в этом районе.
Eni получила разрешение на разведку в 2012 г. на фоне протестов правительства Сомали по поводу того, что Кения незаконно предлагала нефтегазоносные концессионные блоки L-5, L-13, L-21, L-22, L-23, L-24 и L-26 в бассейне Ламу.
Суд ООН в октябре 2021 г. встал на сторону Сомали в споре о морской границе с Кенией, разделив спорную территорию на 2 части.
Спор касается треугольника площадью более 100 000 км2 в Индийском океане, который, как считается, богат нефтью и газом.
Спор о морской границе начался в 2012 г. после того, как Сомали обвинила Кению в незаконном предоставлении прав на разведку в водах Total и Eni.
Сомали подала иск в 2014 г. в высший суд ООН по спорам между государствами, требуя определения того, кому принадлежат права на добычу нефти и газа в глубоководных районах у побережья Восточной Африки.
У Кении все еще есть 10-летнее окно для обжалования, так что споры впереди.