ЯМР-релаксометрия. Роснефть запатентовала технологию исследования нетрадиционных нефтяных коллекторов
Новый подход применяется для оценки потенциала углеводородов в пустотах горных пород, содержащих битумы, тяжелые, вязкие, парафинистые, смолистые углеводороды, а также высокоминерализованную пластовую воду
Об этом Роснефть сообщила 12 августа 2021 г.
Новый подход применяется для оценки потенциала углеводородов в пустотах горных пород, содержащих битумы, тяжелые, вязкие, парафинистые, смолистые углеводороды, а также высокоминерализованную пластовую воду.
Исследование образцов керна из нетрадиционных коллекторов проводится ЯМР-релаксометре - приборе для определения скоростей (времен) релаксации ядерной намагниченности.
Прибор позволяет определить время спин-спиновой и спин-решеточной релаксации протонов и определить коэффициенты диффузии и концентрации веществ в твердой и жидкой фазах.
С помощью данной технологии можно получить информацию о фильтрационно-емкостных свойствах горных пород-коллекторов и структуре порового пространства, что необходимо для моделирования нефтяных и газовых месторождений.
По сравнению с дорогостоящей и трудоемкой рентгеновской микротомографией, ЯМР-релаксометрия позволяет использовать более дешевую аппаратуру и доступные методики.
При этом технология позволяют изучать структуру порового пространства, регистрируя сигнал непосредственно от пластовых флюидов, и определять важнейшие характеристики пористой структуры материалов: средний размер пор и распределение пор по размерам, что обычно вполне достаточно для достоверного моделирования.
Применение ЯМР-релаксометра в исследовании керна не приводит к его разрушению.
Свойства пород анализируются в условиях, максимально приближенных к пластовым.
Такой подход существенно повышает точность определения геологических запасов углеводородов.
Метод ЯМР-исследований доказал эффективность при изучении туронских залежей, баженовской и березовской свит.
Результаты использованы при интерпретации данных геофизических исследований скважин, подсчете запасов и построении моделей пластов на месторождениях Самаранефтегаза в Оренбургской области, Таас-Юрях Нефтегазодобычи и Верхнечонскнефтегаза в Восточной Сибири.