Ученые из СПбГУ создали алгоритм, повышающий достоверность исследования земных недр

Полевой эксперимент в рамках исследования нового метода проводился на полигоне МГУ, расположенном в селе Александровка в Калужской области.

Санкт-Петербург, 19 апр - ИА Neftegaz.RU. Геофизики из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) создали алгоритм совместной интерпретации двух методов зондирования земли, который позволяет повысить точность инженерных изысканий.

Результаты исследования опубликованы в Journal of Environmental and Engineering Geophysics.

Прежде чем добывать полезные ископаемые, необходимо провести исследование геологического строения изучаемой территории.

Роль геофизических исследований в этом процессе достаточно высока - это позволяет получить не точечную информацию о геологических горизонтах, а полную информацию об участке.

В несложных условиях стандартные методы геофизики позволяют успешно решить эту задачу.

Но в случаях, когда геологическое строение отличается сложностью (например, есть тонкие слои песка и глины), можно получить неточную информацию, и это повлияет на добычу.

В этом случае не всегда подходят классические методы геоэлектрики на постоянном токе.

Метод электротомографии - один из самых распространенных.

Он основан на изучении поля постоянного тока на поверхности земли или в скважинах.

Метод позволяет геологам «увидеть» разные горные породы, т.к. они имеют разное удельное электрическое сопротивление.

Электротомография может давать значимые погрешности в определении толщины геологического слоя, завышая показатели в несколько раз.

Все эти проблемы могут привести к неверной закладке свайных фундаментов и другим проблемам при строительстве.

Если добывают строительный песок, можно серьезно ошибиться с запасами в месторождении.

Геофизики из СПбГУ вместе с коллегами из Института геофизики и метеорологии в Университете Кельна (Германия) и Индийского технологического института в Харагпуре занимаются развитием относительно нового метода радиомагнитотеллурических (РМТ) зондирований.

Метод основан на измерениях электромагнитных полей радиостанций и предназначен для изучения относительно небольших глубин от 1 до 30 м.

Модификация РМТ с контролируемым источником (РМТ-К) позволяет работать в удаленных регионах и заглядывать еще глубже - до 100-150 м под землю.

Сами по себе методы могут дать различающиеся данные.

Но, если применять их вместе, они дополнят друг друга, и совместная интерпретация таких данных повысит точность получаемой информации.

Международная команда геофизиков сравнила результаты обоих методов, проинтерпретированных как отдельно, так и совместно.

Оказалось, что данные, полученные с помощью нового алгоритма, оказались самыми близкими к тем, что показали результаты бурения.

Ученые продолжат развивать алгоритм применительно к двумерным и трехмерным моделям геологической среды.

Исследование проводилось при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-505-12033), ресурсного центра Научного парка СПбГУ «Геомодель», немецкого федерального министерства по образованию и науке (проект № 01DJ15012) и Немецкого научного фонда (проект TE 170/21-1).