Менее 1 года назад ирландский Taoiseach ( премьер - министр) Л. Варадкар заявлял в сентябре 2019 г. на Ассамблее ООН, что Ирландия:
- положит конец практике бурения на нефть, основываясь на рекомендациях независимого Консультативного совета по изменению климата;
- однако разведка природного газа должна продолжаться, потому что это необходимое топливо для перехода к более зеленому будущему.
Добродушный доктор быстро меняет решения в угоду политике.
В период пандемии COVID - 19 премьер Л. Варадкар, доктор по специальности, 1 день/неделю работал в больнице, чем заслужил пиетет граждан.
С нефтянкой в Ирландии все просто - нет месторождений с коммерческими запасами нефти, нет нефтяной индустрии.
С газом все не так просто.
Ирландия начала геологоразведочные работы (ГРР) на континентальном шельфе Северного моря на 1 поколение позже, чем в других ведущих нефтегазоносных провинциях (НГП) 20го века.
В Central и South Viking грабенах расположено много крупных нефтегазоконденсатных коллекторов, некоторые в пределах среднеюрских и кайнозойских горных пород, но большинство в толще подводных веерных песчаников и конгломератных формаций верхнеюрской формации Бра.
Нидерланды начали разрабатывать в начале 1960х гг. свое уникальное по запасам газовое месторождение Гронинген, которое, хотя и на суше, дало ускорение исследованиям в Северном море и стало основоположником гронигенского принципа Бери-или-плати.
Великобритания сообщила о своем первом открытии нефти на шельфе в 1965 г, а Норвегия - в 1967 г.
А вот у Ирландии все разведочные скважины оказались сухими.
Лишь в 1978 г. удалось ввести в эксплуатацию газовое месторождение Кинсейл-Хед (Kinsale Head) с промышленными запасами газа, но потом опять было 20 лет газового затишья.
Лишь в 2001 г. случился очередной газовый успех.
В 80 км от побережья Ирландии Shell открыла газовое месторождение Corrib с запасами около 28 млрд м3 газа.
На тот момент было забурено всего около 170 скважин.
Но ввод в эксплуатацию Corrib оказался непростым делом из-за протестов граждан Ирландии:
- опасавшихся негативного влияния проекта на морское биоразнообразие,
- им не нравился предложенный маршрута газопровода,
- опасавшихся очистных сооружений на суше, и призывавших сделать их на шельфе.
В декабре 2015 г. газовое месторождение Corrib было введено в эксплуатацию, а в 2017 г. выведено на полку добычи.
Месторождение Corrib закрыло до 60% потребностей Ирландии в газе.
Прекращение выдачи новых лицензий на ГРР по газу неизбежно сделает Ирландию более зависимой от Великобритании, которая продолжит энергетическим мостом для Изумрудного острова.
Ситуация усугубляется тем, что свободолюбивые кельты еше и против сжиженного природного газа (СПГ), особенно американского СПГ, получаемого не очень экологичной технологией гидравлического разрыва пласта (ГРП).
Проект регазификационного СПГ - терминала Shannon, с 2003 г. находится в зачаточном состоянии, хотя является частью Проектов общего интереса ЕС.
Раньше Shannon был на слуху у россиян, поскольку там находился аэродром подскока для летевших в Америку самолетов Ил-86 Аэрофлота.
Сейчас дальнемагистральные Boeing делают посадку ненужной.
В 2002 г. Shannon LNG - оператор проекта, дочка Hess и Poten & Partners, построила 25-километровый газопровод от терминала.
Но пока проект стоимостью 500 млн евро, включающий 4 резервуара объемом 200 тыс м3 газа и установку для регазификации, связанную с газотранспортной системой (ГТС) Ирландии, просто завис.
Нет движения и по 2 другим проектам: Inisfree LNG и пока еще неназванный проект FSRU.
Запрет практически всей будущей ГРР углеводородов не понравится ирландской промышленности, в которой наблюдается рост потребления газа.
Но Патрики - это своеобразный народ.
Дружелюбные жители Изумрудного острова обожают зеленый цвет.
И трепетно относятся к декарбонизации экономики, которая позволяет сохранить зеленый цвет на Земле.
Автор: О. Бахтина