Об этом 25 июня 2020 г. сообщила министр экономики Грузии Н. Турнава.
Открытый международный тендер на получение права вести ГРР и добычу нефти и газа на II и III лицензионных блоках Черного моря был проведен Агентством нефти и газа Министерства экономики и устойчивого развития Грузии (SAOG) 22 июня 2020 г.
Победителем тендера по II лицензионному блоку стала румынская OMV Petrom, дочка австрийской OMV.
По данным Минэкономики, буровые работы на шельфе будут начаты после проведения сейсморазведочных работ.
Ранее планировалось, что правительство Грузии объявит аукцион на освоение нефтегазовых ресурсов в Черном море в конце 2019 г.
К этому времени должно было быть завершено исследование потенциала грузинского сектора Черного моря, которое вела ExxonMobil.
Американцы сильно рассчитывали найти углеводороды на глубоководье, но об особых успехах неизвестно.
Конкурс был объявлен в январе 2020 г.
Грузия является единственной страной в бассейне Черного моря, где поиск и добыча нефти и природного газа на шельфе не ведется.
Это непростительно, потому что добыча нефти составляет около 30 тыс т/год, газа - около 16,5 млн т/год, в то время как потребление составляет - более1,2 млн т/год нефтепродуктов и около 2,5 млрд м3/год газа.
При этом перспективные для добычи углеводородов участки недр на шельфе Грузии имеются:
- в 2000-2009 гг. Anadarko, поглощенная ныне Occidental, проводила ГРР в грузинском секторе Черного моря и обнаружила перспективные запасы нефти на 2 участках недр в объеме около 140 млн т.
Власти тогда пригрозили Роснефти международными санкциями, и договор с Абхазтопом так и не был реализован.
Самостоятельно заниматься освоением шельфовых месторождений нефти и газа Грузия не имеет возможности, впрочем и к разработке сухопутных месторождений активно привлекаются иностранные партнеры.
Одной из основных иностранной нефтегазодобывающих компаний в Грузии с 1990 х гг. была американская Frontera Resources.
В 2016 г. компания объявила об открытии в Восточной Грузии запасов 5,3 трлн м3 газа, пообещав начать в 2021 г. экспорт газа в Турцию и страны Восточной Европы.
Позже эти заявления не подтвердилось, а в 2020 г. в ходе длительных судебных разбирательств грузинские власти расторгли с ней договор из-за нарушений его условий.
Поэтому к выбору партнера для шельфовых проектов власти Грузии подошли очень серьезно.
Одним из конкурсных условий стало наличие у претендентов не менее чем 5-летнего опыта поиска или добычи нефти и газа на шельфе.
OMV Petrom вполне успешно работает на шельфе Румынии, даже несмотря на ряд проблем, возникших в связи с изменением законодательства страны.
OMV Petrom с 2019 г. стала расширять деятельность в бассейне Черного моря:
- в декабре 2019 г. была покупка доли участия у OMV Offshore Bulgaria GmbH, в разведочном периметре месторождения Хан Аспарух в Болгарии, рядом с блоком Нептун Глубоководный.
Первое открытие углеводородов на шельфе произошло в 1980 г, а промышленная добыча - в 1987 г.
Ныне OMV Petrom ведет разведку, разработку и добычу на мелководном блоке Истрия и ГРР с ExxonMobil на глубоководном блоке Neptune Deep, в 170 километрах от берега, на глубине около 930 метров.
Управляемая Exxon Mobil Corp, пробуренная буровым судном Deepwater Champion скважина Domino-1 является первой глубоководной разведочной скважиной на шельфе Румынии.
Добыча нефти и газа на блоке Истрия составляет около 25 000 барр/сутки. В 2018 г. это составило около 17% общей добычи группы в Румынии.
Автор: А. Чижевский