Об этом заявил глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов.
Тезисы В. Алекперова по Саудовской Аравии:
- c Saudi Aramco у нас традиционно дружеские отношения;
- у нас там был крупный геологоразведочный проект, открыли там месторождение;
- к сожалению, это сложно построенное месторождение, сверхглубокие пласты. Saudi Aramco, правительство Саудовской Аравии не смогли создать те условия, чтобы это было экономически целесообразно разрабатывать;
- сейчас ведем процесс передачи проекта королевству. Надеюсь, что до конца 2019 г. он завершится;
- мы делаем огромные трейдинговые совместные операции. Litasco, трейдерская дочка ЛУКОЙЛа, является крупным приобретателем нефти и поставщиком нефтепродуктов;
- мы постоянно изучаем совместные возможности. В т. ч. в третьих странах, на африканском континенте совместно работать. Но это пока в стадии изучения и переговоров
Уже тогда саудиты хотели увеличить долю участия в Luksar до 50%.
В 2008 г. ЛУКОЙЛ сообщал, что открыл 2 месторождения в Саудовской Аравии - Тухман и Мушаиб - с запасами по категории С1 + С2 в 70 млн т газового конденсата и 300-400 млрд м3 газа.
Компания ожидала начала добычи углеводородов на проекте в Саудовской Аравии в 2015 г., но затем ЛУКОЙЛ говорил о том, что Saudi Aramco настаивает на росте своей доли участия до 50% путем покупки 30% у российской компании.
Однако стороны не смогли договориться о цене на газ, и в 2017 г. ЛУКОЙЛ заявил, что выходит из проекта.
Тогда В. Алекперов не думал так активно об Африке, анонсировав стремление увеличить добычу нефти в Ираке в среднесрочной перспективе.
Неожиданный всплеск активности случился в декабре 2018 г., когда В. Алекперов безмятежно сообщал, что ЛУКОЙЛ и Х. аль-Фалих обсуждают возобновление работы Luksar, ведется обсуждение экономической модели.
Тогда случился ренессанс отношений России с саудитами на фоне Венского соглашения ОПЕК+.
Однако в сентябре 2019 г. Х.аль-Фалих был смещен с поста главы Минэнерго.
А с новым главой Минэнерго Саудовской Аравии - принцем А. бен Сальман, 4м сыном короля С. аль-Сауда, вероятно, договориться не удалось.
На саммите Россия - Африка нужно говорить об Африке.
Еще в 2012 г ЛУКОЙЛ окрыленно заявлял о том, что готов потратить на геологоразведку 4 участков недр на шельфе морей Северного Ледовитого океана 2,7 млрд долл США, но власти не отреагировали.
Ныне право на разработку российского континентального шельфа имеют только компании с долей государственного участия более 50% и с опытом работы на шельфе не менее 5 лет, то есть Газпром и Роснефть.
Поэтому ЛУКОЙЛ глядит на сторону, у компании - то саудовская грусть, то - африканская, а то - и бразильская.
Тезисы В. Алекперова по Африке:
- есть ряд проектов в Западной Африке, которая нас очень интересует, это нефтеносная провинция, где каждый год какие-то новые открытия;
- в ходе форума Россия - Африка ЛУКОЙЛ планирует подписать несколько документов на уровне меморандумов. Компанию в регионе интересуют проекты, связанные с шельфом;
- поступили от ряда государств Африки просьбы изучить и дать возможный комментарий по downstream. Мы в меморандумах отмечаем ряд пунктов, что компания приложит усилия для изучения и при наличии экономической целесообразности сможет в дальнейшем продолжить переговорный процесс. Потому что вопросы даунстрима на африканском континенте сложные. Мы очень осторожно к этому относимся;
- ЛУКОЙЛ ожидает одобрения правительством Ганы до конца 2019 г. проекта разработки шельфового месторождения Пекан. Ведутся достаточно активные переговоры с правительством Ганы по глубоководному блоку. Надеюсь, что проведем цикл переговоров. Проведу встречи с руководством Ганы на форуме Россия-Африка, и этот вопрос будет стоять на повестке дня. Разведочный цикл на месторождении завершен;
- у ЛУКОЙЛа есть желание совместно с Eni расширять присутствие в Конго;
- ЛУКОЙЛ продолжает переговоры по опциону в Блоке 132 в Нигерии. Через 2 блока - 140 и 132 - мы планируем быть крупными акционерами в проекте, где оператор Shell. Там завершились с правительством переговоры, и я надеюсь, что оператор в ближайшее время примет окончательное инвестиционное решение (ОИР);
- сегодня мы везде в наши экономические параметры закладываем цену на нефть около 60 долл. США/барр. с учетом инфляции. Эти проекты показывают положительный экономический эффект.
В конце 2012 г. на конференции Global Energy Intelligence Day А. Кузяев сообщил о планах ЛУКОЙЛа инвестировать в Западную Африку 600 млн долл СШАв 2013 г инвестируем », — сообщил вице-президент ЛУКОЙЛа А. Кузяев .
В 2013 г. ЛУКОЙЛ оценил запасы углеводородов на шельфе Западной Африки в 4 млрд т. н.э.
Для любознательных напомним, что месторождение Pecan ( Пекан) - это нефтегазовое месторождение, расположенное на шельфе Ганы в Гвинейском заливе в блоке Deepwater Tano Cape Three Points (DWT / CT).
Месторождение расположено в 166 км к юго-западу от г. Такоради в DWT / CT на шельфе Ганы на глубине моря 2,4 км и считается одним из самых глубоководных месторождений в мире.
Проект разрабатывают: Aker Energy - с долей участия 50%, оператор, ЛУКОЙЛ -38%, Fueltrade - 2%, Ghana National Petroleum Corporation -10%.
Месторождение Пекан ранее принадлежало Hess и было приобретено Aker Energy Ghana в июне 2018 г.
Начало добычи на месторождении - 4 кв 2021 г.
В Гане добывается около 200 тыс барр/сутки нефти, но уже в 2023 г добыча ожидается на уровне 420 тыс барр/сутки и 500 тыс барр/сутки к 2025 г.
Основной прирост добычи - именно с Пекана.
Тернист путь ЛУКОЙЛа в Гане, где компания находится с 2006 г.
Компания бурила скважины, но промышленных запасов не находила.
В 2013 г ЛУКОЙЛ в России купил у Hess компанию Самара-нафту за 2 млрд долл США.
А в 2014 г. сильно заинтересовался купить долю участия в проекте DWT / CT у Hess. В итоге Hess - ушла, а ЛУКОЙЛ остался.
В мае 2019 г. президент Конго Д. Сассу-Нгессо посетил с рабочим визитом г. Москву, где провел переговоры с В. Путиным, а затем с В. Алекперовым.
ЛУКОЙЛ взялся изучить возможности совместного участия в проектах по геологоразведочным работам (ГРР), разработке и добыче углеводородов на территории Конго.
Д. Сассу-Нгессо, в свою очередь, пообещал В. Алекперову всестороннюю поддержку в развитии проектов в стране.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина