По информации РБК, в письме сказано, что с 2012 г. право доступа к разработке шельфа Арктики имеют только российские госкомпании с 5-летним опытом работы (то есть только Газпром и Роснефть), которые получили 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, с обязательством пробурить 86 скважин за 20 лет.
Однако за прошедшее время пробурено только 5 скважин.
Т.е. первоначальные сроки освоения шельфа оказались сорванными.
По оценке экспертов такое медленное развитие проектов приведет в 2035 г. к упущенной выгоде в приросте ВВП в размере 18 трлн руб.
По мнению Трутнева, Роснефть и Газпром не заинтересованы форсировать разработку, поскольку обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно.
Предложение вице-премьера заключается в том, чтобы:
- допустить на нераспределенные участки шельфа иностранных и российских инвесторов в консорциуме со специально созданной для этого госкомпанией-оператором;
- внедрить в России передовую норвежскую модель, предполагающую, что у местной госкомпании остается 30%, а остальные доли могут получить частные компании и иностранцы;
- Роснефть, Газпром и Газпром нефть должны заключить с правительством обязывающие инвестиционные соглашения по разработке шельфа до 2022 г.
Все это, по мнению Трутнева, активизирует не только нефтегазовую, но и другие отрасли промышленности.
В. Путин перенаправил письмо министру энергетики А. Новаку, поручив «рассмотреть» инициативу и доложить свои предложения.
По мнению источников РБК и других специалистов, предложение Ю. Трутнева отклика не найдет, и причин тому несколько:
- Минэнерго России не пойдет против интересов Роснефти и Газпрома, которые выступят против либерализации доступа на шельф;
- западные инвесторы не пойдут в Арктику в связи с санкциями, введенными США и Евросоюзом, запрещающими предоставлять технологии российским компаниям для работы на шельфе и при добыче ТРиЗ;
- заинтересоваться российскими шельфовыми проектами могут только азиатские и ближневосточные компании (в первую очередь из Китая и Саудовской Аравии).
Кроме того, напомним, что в начале августа 2019 г. министр природных ресурсов и экологии России Д. Кобылкин сообщил, что для того, чтобы увеличить темпы геологоразведочных работ (ГРР) в арктической зоне с целью развития Северного морского пути, необходимо увеличить финансирование.
В настоящее время компании не обращаются за льготами на ГРР в Арктике.
Автор: А. Игнатьева