Экипаж океанографического научно-исследовательского судна (НИС) Балтийского флота ВМФ РФ «Адмирал Владимирский», совершающий кругосветное плавание, продолжает исследования в северных широтах.
В настоящее время судно прибыло в порт Певек, расположенный в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря.
В порту судно пробудет до 2 октября 2014 г.
Экипаж пополнит запасы продовольствия, воды и топлива, отдохнет и встретится с представителями органов власти города Певек по вопросам развития Северного морского пути.
За время перехода в Певек экипаж НИС произвел картографирование островка Яя, находящегося на Васильевском мелководье в архипелаге Новосибирских островов, которое образовалось на месте растаявшего в 30-50 гг. прошлого века ледникового острова Васильевский.
Как отметили специалисты из числа экипажа, судя по фотографиям Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1913 г, высота когда-то существовавшего острова была около 15 м, а берега состояли «из ископаемого льда, прикрытого сверху тонким слоем наносной земли и тундровой растительности».
Перед участниками кругосветной экспедиции стояла задача подтвердить существование острова, определить координаты его береговой линии и убедиться в долговечности слагающих берег пород.
При проведении исследований установлено, что остров Яя представляет собой крошечное низкое песчаное образование высотой менее 1 м и размерами 370 на 125 м с учетом образовавшейся на острове лагуны.
Грунт - песок, лед при неглубоком бурении (около 0,5 м) не обнаружен.
Радиолокационная станция обнаружила остров на расстоянии в 4 мили.
С высокой степенью вероятности можно утверждать, что остров как географический объект будет существовать не 1 и не 2 года.
Координаты центра острова: Ш=73°59'25.2" сев., Д=133°05'28.1" вост., чуть больше чем в 1 км от ранее известного местоположения.
Кроме того, специалистами проведена съемка рельефа дна для уточнения местоположения изобат (линий на географической карте или плане, соединяющих точки одинаковых глубин) 200 и 2500 м, имеющих важное значение в морских международно-правовых вопросах.
В ходе этапа были продолжены исследования, связанные с изучением гидрологического режима и радионавигационного поля моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря.
С начала кругосветного плавания экипажем судна сделано 13,440 тыс км маршрутного промера, выполнено 95 разовых дрейфовых океанографических станций, а также осмотрено с моря более 280 геодезических знаков и средств навигационного оборудования.
Ранее, в рамках 1й половины похода по трассе Северного морского пути экипаж НИС сделал ряд научных открытий.
Например, при помощи спутниковой фотосъемки удалось доказать, что залив Кривошеина островов Новая Земля на самом деле является проливом.
Судно вышло из Кронштадта 18 августа 2014 г, пересекло Балтийское, Северное, Баренцево моря и совершило заход в Североморск.
Маршрут «Адмирала Владимирского» проходит по Балтийскому, Северному, Баренцеву морям, акватории Северного морского пути, Берингову морю, северной части Тихого океана.
Далее Панамским каналом судно выйдет в Атлантический океан, пересечет его и, пройдя проливом Ла-Манш, южной частью Северного моря, Датскими проливами, замкнет свой поход в Балтийском море.
На протяжении всего кругосветного плавания специалистами–океанографами будет производиться сбор сведений для корректуры морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания, исследование работы радионавигационных систем.
В целях обеспечения присутствия и демонстрации флага ВМФ экипаж «Адмирала Владимирского» посетит несколько иностранных портов.
НИС «Адмирал Владимирский» водоизмещением 9120 т спущен на воду в 1975 г, численность экипажа – 170 человек, пассажировместимость – 80 человек.
Предназначено для наблюдения за течениями, исследования в области химической гидрологии, морских биологических наблюдений.
В 1975-1990 гг было приписано к Черноморскому флоту, базируясь в г Севастополе, после ремонта в 1994 г перешло в состав Балтийского флота с портом приписки Кронштадт.
Является единственным оставшимся в строю судном своего типа.
Перед нынешней кругосветкой НИС было модернизировано на Канонерском заводе в г Санкт-Петербурге.