Ученые впервые спустились на дно Ямальского кратера

Российские ученые впервые исследовали дно огромного кратера близ Бованенковского НГКМ на Ямале. Они подтвердили, что воронка имеет природное происхождение.

Ученые впервые спустились на дно Ямальского кратера

Они подтвердили, что воронка имеет природное происхождение.

В ходе вот уже 3й экспедиции, в которую ученые отправились 10 ноября 2014 г, удалось взять пробы грунта и льда.

По итогам экспедиции вывод однозначный: деятельность человека никак не могла оказать влияния на образование провала.

Летом 2014 г ученые не могли исследовать его дно циклопической воронки из-за постоянного обрушения грунта.

Для проведения научных работ участники последней экспедиции спускались на глубину 200 м.

Теперь специалистам предстоит изучить химический состав взятых образцов.

Ученые не исключают, что через несколько лет воронка заполнится водой и станет небольшим озером, которых на Ямале достаточно много.

Уже доказано, что некоторые из них появлялись в результате образования таких провалов грунта.

Однако принцип их формирования до сих пор до конца неизвестен.

Ранее специалисты Газпром ВНИИГАЗа и Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, в сентябре 2014 г проведшие полевые работы в районе нахождения Ямальского кратера, высказали версию, что, кратер, скорее всего, образовался в результате пневмохлопка, вызванного разложением газогидратов.

Тогда специалисты провели геофизические исследования, используя методы томографии, магниторазведки и радиометрии, зондирования становлением в ближней зоне, и установили, что магнитный фон находится в норме, что не подтверждает метеоритную гипотезу происхождения кратера, а радиационный лишь незначительно превышает ее, что связано с выбросом пород.

К взрыву, скорее всего, привел комплекс причин.

Во-первых, зона, в которой находится воронка, расположена на сочленении двух крупных разломов, которые пересекают полуостров, поэтому среда была разогрета теплом, поднимающимся из недр по трещинам в земной коре.

Во-вторых, из-за очень теплого лета территория прогревалась и сверху.

В этих условиях и произошел выброс газогидратов, которые имеются на полуострове и в глубоком слое, который на полуострове расположен на первых сотнях метров, и в поверхностном.

Возможно наличие еще каких-то факторов, спровоцировавших произошедший пневмохлопок.

По мнению ученых, проявления газогидратов могут вызывать и аномальные явления в Бермудском треугольнике.

«Есть версия, что это касается именно проявления газогидратов. Они начинают активно разлагаться, метановый лед превращается в газ, причем, это происходит лавинообразно, как ядерная реакция, и начинают выделяться очень большие его объемы.

Соответственно, разогревшись, океан вскипает, и в этой воде с огромной долей газа тонут суда плавающие, а из-за турбулентности перенасыщенной метаном атмосферы - и воздушные», - пояснил замдиректора ИНГГ по науке И. Ельцов.

Ямальский кратер, образовавшийся пусть и не близко к Бованенковскому НГКМ, но все равно на довольно-таки опасном расстоянии, еще раз напоминает, что всю инфраструктуру, в том числе газопроводы, строения, инженерные конструкции, следует создавать с учетом наличия тектонических разломов для минимизации рисков.

21 июля 2014 г сообщалось о том, что в Тазовском районе ЯНАО в 90 км северо-западнее поселка Антипаюта оленеводы обнаружили еще одну глубокую воронку диаметром 15 м, которая похожа на ранее обнаруженную в Ямальском районе.

24 июля 2014 г на Таймыре, в устье Енисея оленеводами-охотниками опять была обнаружена уже 3я воронка.