Очень неожиданно Роснефть решила приостановить свою деятельность по разработке Южно-Черноморского участка недр, который располагается на шельфе Черного моря.
Об этом стало известно 26 октября 2017 г.
Свое желание отказаться на время от геологического изучения, разведки и добычи углеводородов компания озвучила 5 октября 2017 г.
Заявление в письменном виде от Роснефти уже получили Роснедра.
Лицензия на данный участок недр ШЧМ16338НР со сроком действия до 10 ноября 2040 г была переоформлена компании 3 апреля 2017 г Роснедрами.
Таким образом, действие лицензии было приостановлено 5 октября 2017 г.
В Роснефти информации пока не комментируют, равно как и в Роснедрах.
Что значит приостановка действия лицензии пока не совсем ясно - отказ компании от разработки данного участка недр, либо же перенос сроков реализации проекта?
Еще в августе 2017 г Роснефть строила планы о бурении 2х скважин.
Компания планировала в 63 км от берега пробурить поисково-оценочную скважину Сочинская-1 (напротив Лазаревского района г Сочи) и скважину Ольгинская-1 у побережья Туапсинского района.
При помощи этих 2х скважин Роснефть планировала оценить коммерческие перспективы широкомасштабного глубоководного бурения на Южно-Черноморском участке недр.
До настоящего времени у Роснефти имелось 3 лицензии на освоение 3х участков недр в Черном море: Южно-Черноморская площадь, Туапсинский прогиб и Западно-Черноморский участок.
Южно-Черноморский участок недр площадью 6,99 тыс км2, граничит с Западно-Черноморским участком и расположен на Валу Шатского.
По оценке DeGolyer & MacNaughton извлекаемые ресурсы Южно-Черноморского участка оцениваются в 374 млн т.
По мнению Роснефти, участок недр обладает огромным ресурсным потенциалом, но его разведка требует больших инвестиций из-за большой глубины моря до 2 км.
Роснефть подыскивала партнеров для реализации проекта освоения Южно-Черноморского участка недр.
Предполагалось, что партнером выступит ExxonMobil, переговоры с которым активно велись в 2009-2010 гг.
После введения санкций, неоднократные попытки ExxonMobil получить разрешение на работу с Роснефтью в Карском и Черном морях не дали успеха.
В 2015 г отказал Б. Обама, а весной 2017 г - Д. Трамп, хотя у властей РФ была надежда на помощь орденоносца, нынешнего госсекретаря США Р. Тиллерсона, который возглавлял ExxonMobil в период активного сотрудничества с РФ.
При этом, работы по Южно-Черноморскому участку недр Роснефть вела регулярно:
- компания предполагала еще к маю 2013 г обработать данные гравиметрических и магнитометрических работ, которые проводились на Южно-Черноморском участке в 2012 г в объеме 3,49 тыс км профилей;
- в 2014 г был проведен комплекс сейсморазведочных работ 3D, гравиметрических и магнитометрических исследований;
- в 2016 г была выполнена программа инженерно-экологических изысканий;
- летом 2017 г в г Сочи проводилось обсуждение разработанной СамараНИПИнефть проектной документации поисково-оценочного глубоководного бурения на Южно-Черноморском лицензионном участке на шельфе, в тч материалов оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду (ОВОС), а также плана по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН).
Оператор проекта - РН-Эксплорейшн.
В середине 2017 г Роснефть взяла в аренду полупогружную ультра-глубоководную буровую установку (ППБУ) Scarabeo -9 для бурения разведочных скважин на шельфе Черного моря.
Бурить скважины Роснефть будет в партнерстве с Eni на Западно-Черноморской площади.
В новейшей истории китайская ППБУ Scarabeo -9 примечательна тем, что не подпадает под санкции, потому что в ее строительстве использовалось менее 10% американских комплектующих.
Вместе с тем, на отстое в Крыму стоят новейшие СПБУ Таврида и Крым 1 Черноморнефтегаза, - это переименованные СПБУ Петр Годованец и Независимость ( вышки Бойко), построенные Украиной для Черноморнафтогаза на верфи Keppel в Сингапуре и отошедшие к России в связи с возвратом Крыма.
Их использование пока рискованно, потому что из-за непризнания Крыма российским западные компании не могут участвовать в проектах, где они используются.
Для любознательных напомним, что на Украине продолжает существовать Черноморнафтогаз, основной задачей которого является не добыча нефти или газа, а выполнение функций юридического лица для международных судов в связи с несогласием властей Украины на ситуацию с Крымом.
Пока перспектив нет, опрошенных читателей Neftegaz.RU считают, что при нынешней власти на Украине противостояние продолжится.