Об этом шла речь в ходе презентации проекта производства и маркетинга гелия в рамках Восточной газовой программы (ВГП) Газпрома, проведенной 23 сентября 2020 г. на площадке Лахта Центра в г. Санкт-Петербург.
В мероприятии приняли участие глава Газпрома А. Миллер, зампред правления В. Маркелов, гендиректор КАМАЗа С. Когогин и гендиректор Газпром гелий сервис Л. Бриш.
Гелиевый проект Газпрома
Гелиевый проект Газпрома является важной частью ВГП.Газ Якутского и Иркутского центров газодобычи (ЦГД), которые Газпром создает в рамках ВГП, является многокомпонентным и содержит, в т.ч. значительный процент гелия - ценного стратегического сырья, используемого в космической и других высокотехнологичных отраслях.
В районе г. Свободный Амурской области Газпром строит Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ), готовность которого на данный момент составляет 66%.
На Амурском ГПЗ из многокомпонентного газа Чаяндинского и, в перспективе, Ковыктинского месторождений, транспортируемого по магистральному газопроводу (МГП) Сила Сибири-1, в числе других ценных компонентов будет выделяться и сжижаться гелий.
По объему производства гелия - 60 млн м3/год - Амурский ГПЗ станет мировым лидером, что позволит Газпрому удовлетворить растущий спрос на гелий, в первую очередь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и стать одним из ведущих игроков на мировом гелиевом рынке.
После вывода Амурского ГПЗ на полную мощность Газпром нарастит объем производства гелия в 13 раз, это составляет около 1/3 текущего мирового спроса, отметил А. Миллер.
С Амурского ГПЗ товарный гелий в контейнерах, сохраняющих температуру -269оС, будет доставляться в логистический центр обслуживания в районе г. Владивосток и далее направляться на экспорт через порты Приморского края.
Логистический центр создается на территории ТОР Надеждинская и станет крупнейшим в мире хабом по обслуживанию гелиевых изотермических контейнеров для поставки жидкого гелия на мировой рынок.
Планируемая пропускная мощность хаба составит более 4,5 тыс. технологических операций с контейнерами/год.
Строительная готовность объекта на данный момент превышает 70%.
Магистральные тягачи KAMAZ-5490 Neo
Транспортировку контейнеров между заводом, хабом и портами обеспечат российские магистральные тягачи KAMAZ-5490 Neo, работающие на сжиженном природном газе (СПГ).Версия KAMAZ-5490 Neo на СПГ была разработана специально для Газпрома и представлена в ходе мероприятия.
Характеристики СПГ-версии KAMAZ-5490 Neo:
- 2 топливных криогенных бака по 530 л СПГ каждый,
- возможность преодоления расстояния до 1400 км без дозаправки,
- соответствие с требованиями Европейского соглашения по международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, ADR),
- современные системы безопасности (АБС, курсовая устойчивость), спутниковая навигация и система мониторинга, учета и контроля автотранспорта и водителей ИТИС.
Документ является логическим развитием подписанной в феврале 2020 г. Газпром газэнергосеть гелий и КАМАЗом дорожной карты по серийному выпуску тягачей, использующих СПГ в качестве моторного топлива, для перевозки гелия Амурского ГПЗ.
Новый договор, помимо поставки СПГ-тягачей, предусматривает, что КАМАЗ обеспечит обслуживание автопарка Газпром гелий сервис в своих сервисных центрах на территории Амурской области, Приморского и Хабаровского краев.
На мероприятии также были представлены автобусы, работающие на природном газе, которые закупает Санкт-Петербург в рамках совместного с Газпром газомоторное топливо пилотного проекта по развитию рынка газомоторного топлива.
Использование экологичного пассажирского транспорта повышает комфортность городской среды.
К 2024 г. компания планирует увеличить количество газозаправочных объектов в городе до 25 ед.
Автор: Е. Алифирова