Об этом стало известно 23 сентября 2019 г.
Речь идет о заводе Uzbekistan GTL, который строится в Гузарском районе Кашкадарьинской области на юге Узбекистана.
На предприятии будет реализован технологический процесс GTL (gas to liquid), предусматривающий производство топлива из природного газа.
Технология GTL привлекательна тем, что позволяет получать высококачественные, не содержащие серу моторные топлива.
Сам процесс GTL разделяется на:
- производство синтез-газа (H2+CO) из очищенного от серы природного газа путем паровой конверсии, автотермического риформинга или парциального окисления,
- превращение синтез-газа в смесь жидких углеводородов (синтез Фишера-Тропша),
- гидрокрекинг с получением синтетических моторных топлив, базовых масел и др. продуктов.
Сырьем для производства топлива на заводе Uzbekistan GTL служит очищенный метан Шуртанского газохимического комплекса (ГХК).
Планируется, что предприятие будет перерабатывать 3,6 млрд м3/год газа и производить 1,5 млн т/год синтетического жидкого топлива стандарта «Евро-5».
Так, проектом предусматривается выпуск 743,5 тыс. т/год дизельного топлива, 311 тыс. т/год авиакеросина, 431,1 тыс. т/год нафты и 20,9 тыс. т/год сжиженного углеводородного газа (СУГ).
Планы по строительству GTL-завода возникли еще в 2013 г., но иностранные партнеры - южноафриканская Sasol и малазийская Petronas - со временем вышли из него.
Sasol разочаровались в Uzbekistan GTL и осталась лишь лицензиаром технологии, а Petronas вообще свернула свое присутствие в Узбекистане.
Помимо Sasol, лицензиарами завода являются датская Haldor Topsoe и американская Chevron.
К строительству удалось приступить лишь в начале 2017 г.
Строительные работы осуществляются главными подрядчиками - Hyundai Engineering Co. Ltd. и Hyundai Engineering and Construction Co., Ltd (Южная Корея), Enter Engineering Pte. Ltd. (Сингапур).
Строителем под ключ технологической части завода выступает Hyundai Engineering & Construction.
В декабре 2019 г. президент Узбекистана Ш. Мирзиеев побывал на стройплощадке завода Uzbekistan GTL и поручил ускорить реализацию проекта.
Реализовать проект планируется за 4 года, стоимость проекта составит 3,7 млрд долл. США.
Для Узбекистана, испытывающего проблемы с нехваткой нефти для загрузки своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), внедрение этих технологий может стать неплохим выходом.
Uzbekistan GTL - не единственный GTL-проект в Узбекистане, а лишь крупнейший.
Поэтому шансы успешно реализовать проект очень высоки, строительная готовность на данный момент превысила 76%.
Параллельно Узбекистан интересуется проектами по производству синтетического жидкого топлива из угля (CTL - coal to liquid).
Участие Air Products (США) в проекте Uzbekistan GTL было ожидаемо, если учесть успехи американских компаний в узбекском нефтегазе.
В мае 2018 г. между Узбекнефтегазом и Air Products был заключен меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества в рамках проекта по производству олефинов путем конверсии метанола в олефины (Methanol to olefins, МТО).
В октябре 2018 г. Узбекнефтегаз и Air Products подписали соглашение о сотрудничестве по изучению и оценке потенциальных проектов в Узбекистане.
В частности, для Air Products представлял проект по производству олефинов по технологии МТО в Узбекистане.
Также интерес для американской компании представляли существующие установки по производству технических газов с точки зрения разработки предложений по повышению показателей их эффективности и безопасности.
Автор: Е. Алифирова