USD 90.6537

-0.33

EUR 98.5842

-0.19

Brent 82.81

-0.82

Природный газ 2.667

-0.07

3 мин
...

Строительство морских ВЭС сдерживается нехваткой специализированных судов

Это проблема, но далеко не единственная.

Строительство морских ВЭС сдерживается нехваткой специализированных судов

Источник: Cadeler

Москва, 18 мар - ИА Neftegaz.RU. Строительство офшорных ветроэлектростанций (ВЭС) сталкивается с все новыми трудностями, одной из которых стала нехватка судов для установки плавучих ветроэнергетических установок (ВЭУ).
Об этом 17 марта 2024 г. пишет Bloomberg.

Морские ВЭС растут

ВЭС, особенно морские, становится все более востребованным видом генерации на возобновляемых источниках (ВИЭ) в Европе.
Европейские инвестиции в морские ветропарки в 2023 г. выросли до рекордных 30 млрд евро по сравнению с 400 млн евро в 2022 г.
В мировом масштабе, по оценкам BloombergNEF, мощность морской ветроэнергетики может увеличиться в 5 раз в период с 2022 г. до середины 2030х гг.:
  • в 2022 г. мощность морских ВЭС в мире составляла 9,1 ГВт, из них 5,2 ГВт приходилось на материковый Китай, 3,2 ГВт - на Великобританию,
  • в 2023 г. показатель по миру в целом достиг 12,0 ГВт, из них в материковом Китае 7,9 ГВт, в Великобритании - 1,1 ГВт, на Тайвани - 1,0 ГВт, в Германии - 0,6 ГВт,
  • к 2035 г. установленная мощность морских ВЭС в мире достигнет 53,4 ГВт, лидером останется материковый Китай с 17,5 ГВт, далее будут следовать Великобритания с 5,6 ГВт, США с 4,6 ГВт, Нидерланды с 4,0 ГВт и Германия с 3,3 ГВт.

Чем их строить?

Для повышения эффективности работы морских ВЭУ размеры их ветровых колес постоянно увеличиваются.
В связи с этим высота многих ветротурбин достигает 300 м.
Однако это создает сложности при их установке, для чего требуется специализированные суда, спрос на которые в последнее годы стремительно растет.

По оценкам судоходного брокера Clarksons Offshore Renewables, за пределами Китая есть от 15 до 20 судов, способных установить турбины мощностью не менее 15 МВт, и в ближайшие несколько лет потребуется еще больше.
Консалтинговая Wood Mackenzie Ltd. заявила, что за пределами Китая эксплуатируется около 40 судов, но не все они используются исключительно для морской ветроэнергетики.
По прогнозам компании, для удовлетворения будущего спроса понадобятся инвестиции в размере около 14,8 млрд долл. США, но пока фактически выделено только порядка 1/3 от этой суммы.

По оценкам китайской CIMC Raffle, одной из ведущих судостроительных компаний, создающих подобные суда, на строительство нового монтажного судна требуется не менее 3 лет и 400 млн долл. США.
Расширение флота строительных судов для морских ВЭС осложняется еще и тем, что верфи в Азии заполняются заказами на перевозки нефти и газа
CIMC Raffle в настоящее время строит 5 судов для ветроэнергетики, в т.ч. одно грузоподъемностью более 3 тыс. т для Havfram AS, нового игрока в отрасли.

Альтернативным вариантом является переоснащение существующих судов под нужды морской ветроэнергетики, однако это также требует времени и средств.
Так, датская Cadeler A/S, владеющая специализированным судном Wind Osprey и его сестринским судном Wind Orca проводит их модернизацию для увеличения их грузоподъемности на верфи в Роттердаме.
На Wind Osprey был установлен новый кран, способный поднимать до 1600 т на высоту 160 м над палубой, аналогичное обновление предусмотрено и на Wind Orca.
Затраты на модернизацию составит тратит около 100 млн евро, часть своих инвестиций компания окупила, продав старые судовые краны, которые не обладают достаточной грузоподъемностью для работы с турбинами нового поколения.

В сложившейся ситуации уже существующие суда для установки морских ВЭУ бронируют на несколько лет вперед, при этом аренда становится все дороже.
Так, суда Cadeler в целом почти полностью забронированы до 2027 г.
По данным Clarksons, ставки выросли примерно с 200 тыс. долл. США/сутки в 2022 г. до 350 тыс. долл. США/сутки для новейших и самых больших судов.
Для сравнения, стоимость супертанкера, курсирующего между Китаем и Ближним Востоком, составляет около 54 тыс. долл. США/сутки.

Проблема только с судами?

Строительство морских ветропарков сдерживается не только нехваткой специализированных судов.
Инфляция, растущие процентные ставки и проблемы с цепочками поставок сделали строительство морских ВЭС слишком дорогим.
Тенденция к удорожанию наблюдается не только в Европе, но и в США.

В ноябре 2023 г. датская Orsted сообщила, что прекращает строительство 2 морских ВЭС в шт. Нью-Джерси на Восточном побережье США.
Совокупная мощность свернутых ВЭС Ocean Wind 1 и 2 должна была составить 2,25 ГВт.
Потери Orsted, связанные со сложностями реализации проекта в условиях растущих затрат, а также с его отменой, составят 5,6 млрд долл. США.

Проекты морских ВЭС были отложены или свернуты в Великобритании, Нидерландах и Норвегии.
Многие из этих проектов планировался несколько лет назад, когда затраты на них оценивались в гораздо меньшие суммы.
Помимо инфляции, удорожания материалов и проблем с цепочками поставок, сказываются низкие цены на получаемую таким образом электроэнергию.
К этому добавляются и технические сложности, в т.ч. связанные с увеличением размеров турбин, из-за чего они чаще выходят из строя.
Причем технические проблемы имеются у европейских производителей и с наземными ВЭУ, в частности, Siemens Energy пытается решить проблемы с дефектами в конструкции моделей 4.X и 5.X.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram