Об этом сообщила пресс-служба компании.
Пилотная башня
- Технология была опробована в г. Скара на западе Швеции в декабре 2023 г.,
- параметры ветроэлектростанции (ВЭС):
- мощностью 2 МВт,
- общую высоту 150 м, включая лопасти из LVL-бруса.
На данный момент основным материалом для башен ветроустановок является сталь, однако ее использование сопряжено с проблемами:
- стальные башни не могут выдерживать собственный вес, особенно при использовании крупногабаритных лопастей ветроустановок высокой мощности,
- требуют дополнительного укрепления, что, в свою очередь, влечет за собой использование цемента, производство которого способствует выбросу углекислого газа,
- сложно организовать транспортировку из-за крупных габаритов стальных башен,
- для монтажа требуется до 50 тыс. болтов, подлежащих регулярному мониторингу.
- объявили о своем намерении совместно производить башни ветряных турбин из клееного бруса (LVL);
- утверждали о том, что проект позволит снизить углеродный след в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ):
- производство и использование стальных башен для ветряных турбин высотой 110 м (каждая) связано с выбросами 1250 тонн CO2,
- в случае башен, изготовленных из древесины LVL, - всего 125 т CO2.
Сталь очень прочна по объему, поэтому сталь - хороший выбор, когда прочность по объему является одним из основных ограничений.
Однако башни ветряных турбин по существу пусты внутри, поэтому есть место для увеличения объема за счет утолщения стен.
Использование башен из LVL-бруса должно было решить проблему транспортировки башен ветряных турбин.
Башни высотой 105 м в г. Скара состоят из 28 блоков, каждый из которых насчитывает 144 слоя клееного бруса шириной 3 мм и выполненного из ели.
Башня состоит из 7 секций, каждая из которых содержит по 4 модуля, скрепленных между собой стальными деталями, прикрепленными к внутренней поверхности модулей.
Использование LVL-бруса облегчает транспортировку башен, делая их «углеродно-отрицательными» в результате поглощения древесиной углекислого газа при длительной эксплуатации.
Одним из преимуществ такого решения является возможность строительства высоких башен (высотой 200 м и более), которые благодаря древесному материалу могут выдерживать собственный вес и при этом подходят для монтажа лопастей диаметром до 300 м.
После вывода из эксплуатации башни можно использовать в строительстве в качестве высокопрочных балок.
Единственным серьезным недостатком является невозможность применения в морской ветроэнергетике, где получают популярность установки пирамидальной формы, не предполагающие использования башен.