Она хочет перевести все новые объекты на долгосрочные контракты с ограничением конечных цен.
Для старых станций она предлагает ввести потолок цены на рынке в 180 евро за 1 МВт-ч.
Об этом сообщает Коммерсантъ со ссылкой на S&P Global и документы Еврокомиссии.
ВИЭ и АЭС на свободных европейских рынках продают электроэнергию по любой цене, которая сложилась на рынке.
Цену рынка формирует замыкающее предложение - на данный момент это дорогостоящие газовые ТЭС.
В итоге ВИЭ и АЭС, имеющие низкие топливные затраты, получают сверхприбыль.
Как пишет S&P Global, ЕК предлагает обязать все новые АЭС и ВИЭ продавать электроэнергию по долгосрочным контрактам на разницу цен - Contracts for Difference (CfD).
Цена договора (strike price) будет устанавливаться на конкурсах с учетом фактических производственных затрат на строительство станции.
Тезисы директора Агентства энергетического анализа А. Преснова:
- CfD уже используются в Великобритании;
- а также в ЕС для гарантирования выручки инвестора при строительстве ВИЭ и АЭС.
Если рыночная цена выше strike price, то генератор доплачивает разницу покупателю.
CfD может быть заключен с правительством или в целом со всеми потребителями оптового рынка.
С. Роженко из Kept считает, что предложение Еврокомиссии по принудительному переводу ВИЭ и АЭС на механизм CfD, на самом деле предполагает перевод части генерации на тарифное регулирование:
- в моменте такая мера выглядит логичным шагом для снижения инфрамаржинальных доходов ВИЭ и АЭС, т.к. сейчас фактически деньги идут в доход энергокомпаний без каких-либо встречных обязательств по инвестициям;
- тем не менее инициатива может иметь негативные последствия для развития общего энергорынка ЕС - интеграционного процесса, ради которого десятилетиями выстраивались институты и правила, поскольку вносит искажения в экспортно-импортную торговлю между странами ЕС.
- однако даже при потолке цен на уровне 180 евро за 1 МВт-ч вопрос избыточных доходов все еще останется проблемой, т.к. в 4-5 раз превышает себестоимость строительства ВИЭ.
Этим летом на фоне дефицита газа в некоторых странах рыночные энергоцены превышали 1 тыс. евро за 1 МВт-ч.
На данный момент спотовые цены на рынке Nord Pool заметно снизились - средняя цена с поставкой 26 октября:
- в странах Прибалтики - 154 евро;
- в Финляндии - 148 евро;
- в Германии - 121 евро;
- во Франции - 110 евро;
- в Великобритании - 78 евро.
Тезисы С. Роженко, аналитика из Kept:
- доля угля в производстве электроэнергии соизмерима с газом;
- существенная доля угля добывается в ЕС с неизменной себестоимостью производства;
- продолжая логику Еврокомиссии, логичным было бы обрезать избыточные доходы польских и чешских угольщиков, ставших скрытыми бенефициарами ситуации.
- бестопливная генерация получит дополнительный стимул к заключению долгосрочных контрактов со стабильной доходностью;
- при этом планируемый предельный уровень цен для ВИЭ должен быть на 20–30% выше докризисных значений, чтобы компенсировать прирост CAPEX и OPEX, который наблюдается с 2021 г.;
- в таком случае негативных последствий для развития сектора ВИЭ удастся избежать.
Также 21 октября стало известно, что лидеры стран ЕС достигли неполного соглашения по борьбе с энергетическим кризисом.
На проходящем в г. Брюссель Саммите ЕС они рассмотрели предложенный ЕК новый пакет мер по борьбе с энергетическим кризисом.
Пакет предложенных ЕК мер включает совместные закупки газа, механизм динамического коридора цен на газ на ключевом для европейского газового рынка нидерландском хабе TTF, новые меры по использованию инфраструктуры и солидарности между странами ЕС, а также меры по снижению спроса на газ.
Самый спорный момент, заключающийся в установлении потолка цен на газ, ЕК из предложенного пакета мер исключила, но разногласия вызвали и другие моменты.
По итогам саммита лидеры стран ЕС не утвердили предложенный ЕК пакет мер по борьбе с энергетическим кризисом.
Вместо этого главы стран-членов ЕС дали стратегические инструкции ЕК и Совету ЕС по дальнейшей доработке этих предложений.
В частности, от ЕК потребовали не допускать нормирования потребления газа в странах сообщества, а также гарантировать, что будущие меры контроля цен на газ не повлияют на существующие долгосрочные контракты на его поставки.
Беспокойство у стран ЕС вызвали инициативы ЕК по регулированию цен на TTF, по которому индексируются многие газовые контракты в ЕС, путем введения динамического предела цены, а также планы по введению нового бенчмарка для индексации цен в газовых контрактах, который будет отражать цену сделок с СПГ в ЕС.
Также напомним, что ЕК предлагает ввести обязательное участие компаний-покупателей газа из стран ЕС в агрегировании спроса для удовлетворения не менее 15% их целевых показателей заполнения подземных хранилищ газа (ПХГ).
Компаниям будет разрешено сформировать европейский консорциум по закупке газа в соответствии с правилами конкуренции ЕС.
Ожидается, что совместные закупки помогут экономически менее сильным странам ЕС и компаниям, которые находятся в менее благоприятном положении как покупатели, получить доступ к объемам газа на лучших условиях.
Помимо этого, в сентябре 2022 г. руководящие органы Евросоюза ввели ограничение на прибыли энергокомпаний.
Совет ЕС одобрил тогда установление лимита в 180 евро/МВтч на прибыль электростанций, использующих более дешевые источники энергосырья, чем природный газ.
Всю прибыль этих экономических субъектов свыше установленного показателя страны ЕС смогут использовать для борьбы с негативными последствиями энергетического кризиса.
На тот момент правительство еще не утвердило точный размер налога, сообщала газета Financial Times.
Автор: А. Хасанова