Об этом говорится в сообщении ConocoPhillips, опубликованном 29 мая 2024 г.
Сделка между ConocoPhillips и Marathon Oil
Компании заключили окончательное соглашение, в соответствии с которым:- ConocoPhillips приобретет Marathon Oil, стоимость которой оценена в 22,5 млрд долл. США, включая чистый долг в размере 5,4 млрд долл. США,
- сделка полностью оплачивается акциями,
- акционеры Marathon Oil получат 0,2550 акций ConocoPhillips за 1 акцию Marathon Oil, что представляет собой 14,7%-ную премию к цене акций Marathon Oil на момент закрытия торгов 28 мая 2024 г.,
- сделка подлежит одобрению акционерами Marathon Oil, разрешению регулирующих органов и др. обычным условиям закрытия,
- ожидается, что сделка завершится в 4м квартале 2024 г.
О том, что ConocoPhillips находится на продвинутой стадии переговоров о поглощении Marathon Oil 28 мая 2024 г. писала Financial Times со ссылкой на информированные источники.
Стоимость Marathon Oil в рамках изданием оценивалась в 15 млрд долл. США, но официальная оценка оказалась чуть выше - 17,1 млрд долл. США без учета долга.
Окончательной уверенности в заключении соглашения не было, поскольку переговоры с Marathon Oil о ее покупке вела и конкурирующая с ConocoPhillips компания Devon Energy.
Что дает сделка?
Если покупка Marathon Oil будет завершена, то сделка станет крупнейшей для ConocoPhillips с 2020 г., когда она купила компанию Concho Resources за 10 млрд долл. США.Marathon Oil владеет активами в 4 наиболее конкурентоспособных сланцевых бассейнах в США - Eagle Ford в шт. Техас, Bakken в шт. Северная Дакота, Permian в шт. Нью-Мексико и Техасе, а также активами в нефтегазоносных районах STACK (Sooner Trend Anadarko Basin Canadian and Kingfisher Counties) и SCOOP (South Central Oklahoma Oil Province) в шт. Оклахома.
Сланцевые активы Marathon Oil в США дополняются интегрированным газовым бизнесом в Экваториальной Гвинее.
ConocoPhillips работает в 13 странах мира, но основная деятельность компании сосредоточена в 48 континентальных штатах США.
Компания сосредоточена на активах в бассейнах Delaware и Midland, являющиеся частью Пермского бассейна, а также Eagle Ford и Bakken.
Покупка Marathon Oil обеспечивает для ConocoPhillips значительный синергетический эффект затрат и капитала.
Учитывая смежный характер приобретенных активов, ConocoPhillips рассчитывает достичь полного эффекта синергии затрат и капитала в размере не менее 500 млн долл. США в течение 1го полного года после закрытия сделки за счет сокращения общих и административных расходов, снижения операционных издержек и повышения эффективности использования капитала.
Приобретение значительно дополнит существующий портфель ConocoPhillips в континентальной части США, увеличив запасы более чем на 2 млрд барр. при предполагаемой средней стоимости добычи менее 30 долл. США/барр. WTI.
Также ConocoPhillips ожидает, что приобретение Marathon Oil позволит немедленно увеличить прибыль, денежные потоки и доходность капитала на акцию.
ConocoPhillips сообщила, что рассчитывает увеличить свои базовые дивиденды по обыкновенным акциям на 34% до 0,78 долл. США/акцию, начиная с 4го квартала 2024 г., подчеркнув, что это решение принято независимо от сделки.
Консолидация сланцевого сектора США
Сланцевый сектор США переживает очередную волну консолидации компаний.До слияния ConocoPhillips и Marathon Oil прошла серия еще более крупных сделок в сланцевом секторе:
- 3 мая 2024 г. ExxonMobil закрыла сделку по покупке Pioneer Natural Resources за 60 млрд долл. США,
- 29 мая акционеры Hess одобрили ее продажу компании Chevron за 53 млрд долл. США, но до закрытия сделки пока далеко - необходимо одобрение регулятора, а также решение арбитража по иску Exxon Mobil, претендующей на покупку 30%-ной доли участия Hess в проекте Stabroek на шельфе Гайаны.
Так, в феврале 2024 г. Diamondback Energy договорилась о покупке Endeavor Energy Resources за 26 млрд долл. США (на Endeavor претендовала Conoco, но уступила Diamondback).
Occidental Petroleum купил CrownRock за 12 млрд дол. США, а Chord Energy и Enerplus приняли решение о слиянии, стоимость объединенной компании оценивается в 11 млрд долл. США.
Крупные компании стремятся приобрести лучшие из оставшихся активов в сланцевой индустрии и консолидировать сектор, чтобы противостоять стоящим перед сектором вызовам:
- в отличие от добычи традиционной нефти, производительность сланцевых скважин резко падает примерно через год эксплуатации, что требует дополнительного объема бурения для наращивания и даже для поддержания добычи,
- удорожание стоимости бурения сланцевых скважин:
- по данным Enverus в 2022 г. бурение подорожало на 30%, в 2023 г. оценочно - еще на 12%,
- согласно оценкам Rystad Energy средняя стоимость бурения сланцевой скважины выросла с 7,3 млн долл. США в 2019 г. до 9 млн долл. США в 2023 г.,
- на фоне стагнирующей буровой активности в США, сланцевые компании продолжают вводить в работу пробуренные, но не обустроенные для добычи скважины (drilled but uncompleted wells, DUC), исчерпывая при этом их резерв:
- по данным за апрель 2024 г., резерв DUC составил 4,51 тыс. ед. (обычный для США в прошлые годы уровень показателя - 8-9 тыс.),
- рост стоимости оборудования, материалов и услуг из-за инфляции,
- рост издержек на обслуживание буровых установок и содержание нефтегазовой инфраструктуры,
- уход из отрасли ряда нефтесервисных компаний и специалистов в период пандемии,
- бегство инвесторов из сланцевого сектора под давлением зеленой повестки,
- высокая закредитованность и необходимость возврата средств акционерам через дивиденды и обратный выкуп акций вынуждает компании снижать инвестиции в добычу.