Об этом 20 февраля 2024 г. пишет РБК со ссылкой на источники.
Кто продает и покупает?
Источник издания, знакомый со структурой владения портом, утверждает, что актив принадлежит компаниям, связанным с А. АвдоляномПо данным СПАРК:
- ООО Порт Вера принадлежит ООО Порт Вера Менеджмент, которое, в свою очередь, на 100% контролируется ООО Порт Вера Холдинг,
- Порт Вера Холдинг на 99,99% принадлежит ООО ПВ-Развитие (75% в собственности у ООО АП Логистика, 25% - у АО АРН Трейд),
- АП Логистику возглавляет С. Врублевский, бывший гендиректор А-Проперти А. Авдоляна,
- гендиректором Порт Вера Холдинга и ПВ-Развития является Р. Сокровищук.
Угольный порт Вера в начале 2010х гг. был частью крупного проекта Ростеха по развитию Огоджинского угольного месторождения Амурской области со строительством ТЭС и ЛЭП для экспорта электроэнергии в Китай.
В октябре 2017 г. Shenhua, китайский партнер Ростеха, отказалась от проекта, вместо нее в проект вошла стала А-Проперти А. Авдоляна.
Затем, в 2018 г., в капитал порта вошел Востокуголь Д. Босова, а после его самоубийства в мае 2020 г., 50% порта было выкуплено у Востокугля структурами А. Авдоляна и Ростехом.
В 2022 г. Ростех вышел из проекта.
Сейчас в перспективах порта Вера разочаровался и А. Авдолян.
Его структуры привлекли Сбербанк в качестве консультанта по готовящейся сделке.
Сделка может состояться в 2024 г.
Стоимость актива может составлять до 19 млрд руб. при том, что общие инвестиции в порт Вера оценивались в 15,4 млрд руб.
В числе потенциальных покупателей порта Вера эксперты называют Башкирский промышленный холдинг, купивший Сибантрацит у А-Проперти в ноябре 2023 г., а также Сибуглемет, который называет себя единственным независимым производителем коксующихся углей в России, не принадлежащим металлургическим компаниям.
Порт Вера и его инфраструктура
Порт Вера расположен в районе мыса Открытый, к югу от г. Большой Камень Приморского края.Предприятие начало работу в конце 2019 г.
Предприятие, в частности, переваливает уголь с Огоджинского месторождения в Амурской области и Эльгинского месторождения в республике Саха (Якутия), совместных проектов А. Авдоляна и Ростеха.
Особенности инфраструктуры порта Вера:
- в порту есть грузовой причал,
- угольные склады морского (80 тыс. т) и железнодорожного (570 тыс. т) грузовых фронтов,
- 13 железнодорожных путей, включая соединительные приемо-отправочные и пути с вагоноопрокидывателем, общей протяженностью 12,6 тыс. м,
- ветрозащитные экраны длиной 650 м.
Зачем продавать?
Потенциальная продажа может быть обусловлена:- ограниченными перспективами роста перевалки в порту Вера, особенно на фоне конкуренции с другими угольными портами и ограниченных провозных возможностей Восточного полигона РЖД (Транссиб и БАМ),
- запуска частной железной дороги из республики Саха (Якутия) к новому порту на севере Хабаровского края.
В 2022 г. порт обработал 6,3 млн т угля, в 2023 г. - около 7,4 млн т, а в 2024 г. должен выйти на проектную мощность в 9 млн т/год угля.
Ранее предполагалось, что в долгосрочной перспективе загрузка порта вырастет до 20 млн т/год.
Однако сейчас такая перспектива не просматривается, ожидается, что перевалка будет находится на уровне 9 млн т/год до 2034 г.
Порт Вера по степени автоматизации отстает от своих конкурентов - портом Восточный, Ванинотрансуглем и Дальтрансуглем.
После выгрузки вагонов уголь попадает на ближайший склад (железнодорожный грузовой фронт), до моря везется автотранспортом и только там попадает на судопогрузочную машину.
Ситуация для порта Вера может ухудшится в связи с запуском порта Суходол к северу от г. Большой Камень, который считается фаворитом в конкуренции за провозную способность железной дороги по углю.
В рамках 2го этапа модернизации Восточного полигона его пропускная способность к концу 2024 г. вырастет на 25%, до 180 млн т/год по сравнению с 144 млн т/год в 2021 г.
В 2025 г. начнется 3й этап модернизации, по итогам которого к концу 2031 г. провозная способность Восточного полигона увеличится до 210 млн т/год, к 2035 г. планируется расширение до 270 млн т/год.
Однако на текущий момент конкуренция за провозные мощности Восточного полигона остаются высокими, а соблюдение сроков расширения остается под вопросом.
А. Авдолян сосредотачивает внимание на своем крупнейшем угольном проекте - Эльга.
В 2021 г. А. Авдолян и М. Барский выкупили у наследников Д. Босова Сибантрацит, а в августе 2022 г. А-Проперти приняла решение об объединении угольных активов в единую компанию - ООО УК Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ).
Но уже в ноябре 2023 г. акционеры ЭЛСИ приняли решение о продаже предприятий сибирского дивизиона Башкирскому промышленному холдингу, а якутские активы были сконцентрированы в Угольном холдинге Эльга, чтобы сосредоточить все ресурсы на развитии Эльгинского угольного комплекса.
Проект включает:
- Эльгинское месторождение коксующегося угля с запасами 2,2 млрд т - самое большое в России и одно из крупнейших в мире,
- ж/д-ветка Эльга - Улак протяженностью 360 км, соединяющая Эльгинское месторождение с БАМом, провозной мощностью 30 млн т/год,
- строительство Тихоокеанской железной дороги протяженностью 500 км от Эльгинского месторождения до порта Эльга в Хабаровском крае провозной мощностью 30 млн т/год с возможностью увеличения до 50 млн т/год,
- порт Эльга в Охотском море.
Запуск ж/д и порта Эльга ожидается в 2026 г.