Об этом 8 августа 2022 г. заявил министр экономики, торговли и промышленности Японии К. Хагиуда, комментируя указ президента РФ В. Путина о запрете на сделки с долями участия, принадлежащими недружественным странам, в т.ч. в проекте Сахалин-1.
Тезисы от К. Хагиуды:
- нам известно об указе российского президента,
- мы понимаем, что до конца 2022 г. сделки с акциями и прочими активами Сахалин-1 станут невозможны,
- в настоящее время мы изучаем его детали, от комментариев по поводу какого-либо влияния я бы воздержался,
- вместе с тем в нашей политике сохранения прав и интересов в проекте не произошло никаких изменений,
- для Японии, которая зависит от Ближнего Востока примерно на 90% импорта сырой нефти, это ценный источник закупок за пределами Ближнего Востока.
Проект Сахалин-1 реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), его участниками являются ExxonMobil (30%), Роснефть (20%), японская SODECO (30%) и индийская ONGC (20%).
Оператором проекта является Exxon Neftegas Ltd.
ExxonMobil в марте 2022 г. объявила об отзыве своих американских сотрудников, занятых в нефтегазовых проектах в России, а затем - о планах по выходу из проекта Сахалин-1.
В опубликованном 3 августа финансовом отчете на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) ExxonMobil сообщила, что ведет переговоры о передаче проекта Сахалин-1 другой стороне.
Роснефть в ответ заявила, что не имеет информации о принятых решениях по передаче операторской функции по проекту от Exxon Neftegas Ltd.
Также Роснефть уточнила, что производственная деятельность на проекте с 15 мая 2022 г. практически остановлена в результате односторонних действий ExxonMobil, восстановить ее, несмотря на усилия властей и других акционеров проекта, не удается.
Президент РФ Владимир Путин 5 августа 2022 г. подписал указ о применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых государств и международных организаций.
Указ запрещает совершать до 31 декабря 2022 г. ряд сделок, касающихся участия иностранцев из недружественных государств в российских компаниях.
Ограничение распространяется на доли, права и обязанности в нефтегазовом проекте Сахалин-1.
В отношении еще одного проекта, реализуемого на шельфе о. Сахалин на основании СРП, - Сахалин-2 - Япония также планирует сохранить свое участие.
Напомним, долями участия в бывшем операторе проекта Сахалин-2 Sakhalin Energy владели Газпром (50%+1 акция), Shell (27,5%-1 акция), японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%).
30 июня 2022 г. президент РФ В. Путин подписал указ о передаче всех прав и обязанностей оператора проекта Сахалин-2 от Sakhalin Energy Investment Company Ltd. российскому ООО.
Согласно указу президента, иностранные акционеры Sakhalin Energy могут принять в собственность доли в уставном капитале нового ООО пропорционально долям участия в прежнем операторе.
2 августа правительство РФ постановило создать российского оператора проекта Сахалин-2 - ООО Сахалинская энергия.
Газпром Сахалин холдинг в уставном капитале ООО Сахалинская энергия получает 50,00000001378317%, остальные 49,9999998621683% будут на балансе самого общества, из них иностранные акционеры после одобрения правительством РФ могут получить свои доли участия.
Власти Японии неоднократно заявляли о том, что компании Mitsui и Mitsubishi должны остаться в проекте Сахалин-2
Сжиженный природный газ (СПГ), производимый на СПГ-заводе Сахалин-2 обеспечивает порядка 9% потребностей Японии в СПГ.