Роснефть начала переговоры с китайской Хуасинь (CEFC) о продаже доли участия в Роспан интернешнл.
Об этом 23 ноября 2017 г сообщили Ведомости со ссылкой на своих источников информации в российской компании.
Известно, что Роснефть предлагает своим китайским партнерам и будущим акционерам долю участия до 49% в Роспане.
Роспан интернешнл аналитики оценивают в 5,5-6,2 млрд долл США в зависимости от курса рубля и стоимости нефти.
Исходя из запасов месторождений Роспан стоит 8-9 млрд долл США.
Таким образом, доля участия 49% может стоить до 4,5 млрд долл США.
Роспан в рамках реализации газовой стратегии Роснефти ведет полномасштабную программу развития, в соответствии с которой активно ведется строительство нового комплекса по подготовке и переработке газа и газового конденсата на Восточно-Уренгойском участке недр, железнодорожной эстакады с товарным парком для перевалки сжиженных углеводородных газов (СПБТ), установки подготовки нефти и другой производственной инфраструктуры.
Роспан разрабатывает несколько месторождений рядом с г Новым Уренгоем в ЯНАО с общими запасами более 1 трлн м3 газа, из них 571 млрд м3 - доказанные запасы.
Роспан достался Роснефти в 2013 г в составе ТНК-ВР, а та консолидировала Роспан в августе 2004 г, купив долю участия 56% у ЮКОСа.
За 2013-2017 гг Роснефть инвестировала в Роспан 126 млрд рублей.
Почему продается такая доля участия?
Мера вынужденная, потому что, несмотря на мажорные сообщения о развитии, долговая нагрузка Роснефти растет.
Чистый долг даже с учетом предоплаты по китайским контрактам составляет более 5,3 трлн рублей.
Роснефть и CEFC налаживают очень тесное сотрудничество, поэтому и предложение о покупке доли участия поступило китайцам.
Помимо поставок нефти, компании ранее подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое предусматривает взаимодействие сторон в таких областях как разведка и добыча, нефтепереработка и нефтехимия, торговля нефтью и нефтепродуктами, розничные продажи и финансовые услуги.
Более того, после краха нашумевшей сделки по продаже государственной доли участия (приватизации) 19,5% акций Роснефти консорциуму Glencore и Катарского суверенного фонда (Qatar Investment Authority, QIA), именно CEFC спасла ситуацию и с сентября 2017 г бодро является акционером Роснефти.
опрошенных читателей Neftegaz.RU одобрили эту сделку.
Китайцы в таком сотрудничестве тоже заинтересованы в соответствии с Национальной стратегией, предусматривающей переход от угольной генерации к газовой электрогенерации.
Если китайцы что-то берут, то берут много, очень много.
В сентябре 2017 г глава CEFC Е Цзяньмин, в контексте Национальной стратегии перехода к газовой электрогенерации, напомнил о возможном газовом партнерстве с Роснефтью и Катаром, которое позволило бы китайцам получить прямой доступ к добыче природного газа.
Есть и другие преимущества от продажи доли участия в Роспане.
Присутствие китайцев в газовом бизнесе усилит позиции Роснефти в лоббировании либерализации газового рынка.
Вряд ли китайцы не понимают, что покупая долю участия в газовом бизнесе Роснефти, они становятся конкурентами Газпрома в поставках себе же газа.
Покупать газ с доставкой по МГП Сила Сибири-1 или покупать только услуги по транспортировке газа по МГП Сила Сибири-2 - это две большие разницы.
Но есть нюанс.
Участие китайцев в Роспане может повысить шансы на реализацию многострадального МГП Сила Сибири-2 (МГП Алтай), для которого месторождения Роспана смогут стать ресурсной базой.
А это открывает широкие перспективы для экспорта российского газа в Индию, которая после Китая является основным потребителем газа.