USD ЦБ — 66,82 +0,30
EUR ЦБ — 75,32 +0,41
Brent — 64,63 +1,92%
понедельник 18 февраля 23:34

Вопрос недели

Какой сегмент химической промышленности необходимо развивать в России?

архив вопросов

Новости недели //

ЛУКОЙЛ готов спорить с Роснефтью по тарифам на Варандейском терминале до победного

Москва, 15 янв - ИА Neftegaz.RU. ЛУКОЙЛ готов перенести спор с Роснефтью о тарифах на перевалку нефти через Варандейский терминал в судебные инстанции.

Об этом глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов заявил РБК 14 января 2019 г. 

 

Варандейский терминал расположен в Баренцевом море в 22 км от берега в районе пос. Варандей Ненецкого автономного округа (НАО).

Терминал представляет собой стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП), предназначенный для круглогодичного экспорта морским путем нефти, добываемой ЛУКОЙЛом и др. нефтяными компаниями в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

В эксплуатацию терминал был введен в июне 2008 г.

От Варандейского терминала нефть танкерами-челноками перевозится в порт Мурманск на рейдовый накопитель Белокаменка, который в 2016 г. заменил танкер-накопитель Умба.

Далее нефть экспортируется в Европу, но это в контексте конфликта ЛУКОЙЛа с Роснефтью не так и важно.

 

Спор между компаниями вокруг Варандейского терминала идет с 2011 г.

Весной 2011 г. Башнефть получила лицензию на крупное месторождение им. Требса и Титова в НАО.

ЛУКОЙЛ вошел в проект в декабре 2011 г., подписав договор о приобретении доли участия в СП Башнефть-Полюс, созданного для разработки месторождения им. Требса и Титова.

Напомним, доля Башнефти в Башнефть-Полюсе составляет 74,9%, ЛУКОЙЛа - 25,1% акций.

На тот момент Башнефть принадлежала АФК Система В. Евтушенкова, но в 2014 г. суд постановил, что приватизация компании была проведена незаконно и контрольный пакет акций вернулся государству.

А в середине октября 2016 г. в рамках новой приватизации Роснефть приобрела 50,08% акций Башнефти.

Практически сразу же Роснефть дала понять, что ей не нравится присутствие ЛУКОЙЛа в СП Башнефть-Полюс.

Также Роснефти не понравились тарифы перевалку на Варандейском терминале, но серьезно обострился спор лишь сейчас.

 

Роснефть не устраивают высокие ставки на перевалку нефти с месторождения им. Требса и Титова на Варандейском терминале, которые примерно в 15 раз выше, чем на других российских терминалах.

Для Роснефти вопрос стоимости отгрузки очень чувствительный , поскольку Башнефть-Полюс продает всю нефть трейдеру ЛУКОЙЛа Litasco по цене, из которой вычитается ставка на перевалку.

РБК, ссылаясь на источники в ЛУКОЙЛе, сообщает, что текущий тариф на перевалку нефти Башнефть-Полюса на Варандейском терминале составляет 38 долл. США/т.

Роснефть хочет снизить тариф почти в 3 раза, до 12-13 долл. США/т.

 

ЛУКОЙЛ объясняет высокий уровень цен тем, что этот терминал является уникальным объектом, расположенным в сложных климатических условиях, стоимостью 1,1 млрд долл. США.

Роснефть считает, что эти затраты ЛУКОЙЛ уже окупил, а теперь получает сверхприбыль от перевалки нефти.

Переговоры о скидках пока успехом не увенчались, сейчас разногласия компаний рассматривает Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

ЛУКОЙЛ готов отстаивать свою позицию в ФАС, а также в судебных инстанциях.

«До победного!», - заявил В. Алекперов.

 

Ситуация с перевалкой нефти через Варандейский терминал Роснефть не устраивает, причем настолько сильно, что компания думает об альтернативных путях отгрузки нефти с месторождения им. Требса и Титова.

В качестве такой альтернативы рассматривается возможность строительства нефтяного терминала в порту Индига в НАО.

Строительство морского порта в незамерзающей губе Индига в юго-восточной части Баренцева моря входит в стратегию развития Ненецкого автономного округа до 2030 г.

Проектная мощность стационарного нефтяного терминала в  Индиге - до 30 млн т/год нефти.

Планируемый нефтетерминал даже включен в приоритетные проекты развития Арктики.

Но в стадии разработки проектов много:

- реконструкция порта Нарьян-Мар,

- реконструкция порта Индига и строительство нефтетерминала,

- строительство нефтяного терминала на мысе Таналау в устье реки Енисей,

- глубоководный район порта Архангельск,

- терминал для перевалки СПГ с Салмановского и Геофизического месторождений на восточном гыданском берегу Обской губы,

- угольный терминал в Енисейском заливе на мысе Чайка,

- морской терминал в Оленекском заливе моря Лаптевых,

- угольный терминал в порту Беринговский в лагуне Аринай.

На все денег может и не хватить, особенно в условиях санкций.

И пока нефтетерминала нет, экспортировать нефть как-то нужно.

 

«Бога ради, пожалуйста», - равнодушно ответил на это В. Алекперов.

В случае отказа Башнефть-Полюса от использования Варандейского терминала ЛУКОЙЛ найдет, чем его загрузить.

В настоящее время объем нефти Башнефть-Полюса, которая поставляется через СМЛОТ Варандей, меньше объемов сырья ЛУКОЙЛ-Коми, также использующего этот терминал.

Кроме того, в сентябре 2017 г. Роснефть снизила добычу на месторождениях им. Требса и Титова в рамках соглашения ОПЕК+, что также привело и к снижению объема перевалки.

 

Однако нельзя исключать, что за нынешним обострением отношений И. Сечина с ЛУКОЙЛом стоят более глубинные процессы.

Роснефть потихоньку при поддержке властей РФ расплачивается с долгами, образовавшимися при поглощении ТНК-BP, приватизации Башнефти,  и тд.

Как-то закончился этап приватизации госпакета Роснефти. Катар - это, конечно, не самый лучший партнер, но - что делать, если другие отказались.

Сейчас вокруг Роснефти тихо, пугающе тихо. Не слышно ни слияний, ни поглощений.

Надолго ли?

И не является ли ЛУКОЙЛ новой целью Роснефти?

В. Путин, уважительно называя в 2013 г. В. Алекперова Нефтяником с опытом еще с советских времен, тем не менее в 2015 г. медвежий угол - Хатангу ЛУКОЙЛу не отдал.

 

Нельзя не отметить пугающий факт.

Споры с Роснефтью и И. Сечиным до добра не доводят:

- в декабре 2017 г. В. Евтушенков согласился выплатить Роснефти 100 млрд рублей ретроактивных платежей; 

- в декабре 2017 г. суд приговорил экс-министра экономического развития РФ А. Улюкаева к 8 годам колонии строгого режима за колбасную коробку, в которой, как позже оказалось было 2 млн долл США, которые он, как доказало следствие, получил в качестве взятки от главы Роснефти И. Сечина за выдачу заключения, которое позволило компании приобрести госпакет Башнефти в октябре 2016 г;

Впрочем есть и позитив:

- в феврале 2017 г. Роснефть, ранее сильно недовольная методами расчета остатков нефти, неожиданно отказалась от судебных тяжб с Транснефтью.

 

Голосовать! Какие варианты развития событий в споре И. Сечина с ЛУКОЙЛом наиболее вероятны?

 

15 января 2019 г., 10:43Е. Алифирова, О. БахтинаNeftegaz.RU2053

Написать комментарий

Другие дайджесты по теме

Комментарии

Пока нет комментариев.

Написать комментарий


Neftegaz.RU context