USD 58.1006

-1.73

EUR 56.4751

-2.46

BRENT 86.65

-0.08

AИ-95

0

AИ-98

0

ДТ

0

...

Началась настоящая борьба за нефть

Интервью с Юссефом Ибрагимом (Youssef Ibrahim), возглавляющим группу специализированной прессы Energy Intelligence.

Началась настоящая борьба за нефть

Сегодня многие говорят, что это война за нефть. Что вы думаете по этому поводу ?

Иракская операция не может быть организована только ради нефти. Но и не учитывать этот факт не стоит : не зря США отправили 250 000 вооруженных мужчин и женщин в ту часть земного шара, где скрыты две трети мировых резервов нефти.

Закономерно, что нефть имеет решающее действие. США потребляют 40% мирового производства, они импортируют половину своегонефтяного потребления. Кроме этого, США всегда так или иначе поддерживали гегемонию в Персидском заливе. Вот уже несколько лет, этому господству угрожало утверждение исламских режимов.

Сдерживание фундаментальных исламистов в Иране и Саудовской Аравии составляет, бесспорно, часть ? великого замысла ?.

Что вы подразумеваете под ? великим замыслом ? ?

Чтобы понять это определение, нужно вернуться в прошлое, к историческому соглашению, заключенному в 1945 году между американским президентом Франклином Рузвельтом и королем Ибн Сауд, основателем современной Саудовской Аравии. Тогда определилась неявная договоренность, соглашение, суть которого вкратце заключалась в следующем: мы вас защищаем, вы нам поставляете по разумным ценам нефть, в которой у нас есть потребность. С этого момента, американские компании полностью взяли контроль над месторождениями в свои руки и управляли саудовской нефтью в течение двадцати лет, что способствовало необычайно мощному экономическому развитию Америки, а нефтяные компании заняли доминирующие позиции на рынке.

Имеено к этому идиллическому времени хотели бы вернуться американские ультраправые,такие, например, как Поль Волфовитц (Paul Wolfowitz).

Почему ?

Первым существенным ударом первенству нефтяных американских гигантов стало создание в 60-ые годы ОПЕК (организации стран-экспортеров нефти), которая начала оспаривать установленный порядок (в частности, установленные фиксированные цены). Идея о том, что ? нефть нам принадлежит ?, завоевала большинство стран-производителей углеводородов. Национализация нефти и создание национальных нефтяных компаний, таких как'Iraqi National Oil Company (INOC) в Ираке или Sonatrach в Алжире положили конец абсолютному контролю американских компаний над месторождениями, но влияние США оставалось преобладающим, особенно в Саудовской Аравии, Иране и в ОАЭ.

Вторым судьбоносным ударом по установленному американскому порядку стала иранская революция в 1979 году, что спровоцировало трехкратный рост цен на нефть и мировой кризис. США потеряли ключевого союзника, который стал их разъяренным врагом ? и остается им до сих пор.

Третий шок ? первая война в Персидском заливе, начавшаяся через десять лет после революции. Саддам Хуссейн не только оккупировал Кувейт, но также угрожал и Саудовской Аравии. Санкции США были ужасны, но он продолжал пренебрегать ими, презрительно относясь к американцам, в частности,, побуждая заменить доллар на евро при заключении нефтяных сделкок.
Отсюда стратегия взять все снова в свои руки или ? великий замысел ?.

В чем заключается в данном случае роль нефти ?

Прежде всего в навязывании ? американских ценностей ? не только политических, но также и экономических. Речь идет о возвращении частных компаний и разрушении национальных, о приватизации нефти. Это означает, например, что Exxon станет собственником сырой нефти, как это было в 50-ые годы, когда месторождения принадлежали американским нефтяным компаниям и им не приходилось работать на определенных условиях, как при сегодняшних контрактах о разделе продукции.

На ум приходит пример с Россией: после распада советского государства нефтяная отрасль была приватизирована. Сегодня такие иностранные нефтяные компании как BP покупают природные ресурсы, конечно, в альянсе с русской компанией ЛУКОЙЛ (50%-50%), но юридически они являются собственниками нефти и могут записать эти месторождения на свой баланс.

Американцы хотят сделать тоже в Ираке?

Совершенно верно! Установят марионеточное правительство, первой задачей которого станет организация приватизации нефтяного сектора. Это позволит ?монетаризировать? месторождения, то есть получить у Мирового банка заем приблизительно в 150 миллиардов долларов, заложив при этом 70 миллиардов баррелей нефти, скрытой в земле. Взятый кредит позволит частным нефтяным компаниям, главным образом, американским, потому что вполне вероятно, что ?предатели? французы, русские и китайцы будут вычеркнуты из планов, профинансировать разработку месторождений.

В тоже время ?американские ценности? будут применяться для нейтрализации ОПЕК. Страны-участники ОПЕК поставят перед совершившимся фактом: с частными компаниями невозможно фиксировать производство на уровне рынка и влиять на мировые цены. Таким образом, им останется только следовать приватизации их месторождений и принимать американские нефтяные компании как в хорошие старые времена.

Что произойдет в краткосрочном периоде?

Согласно информации американского департамента по энергетике, план Вашингтона состоит в управлении иракской нефтяной промышленностью непосредственно с момента возобновления производства, а затем передачи власти новому иракскому правительству. Американское правительство должно назначить двух ответственных лиц, которые станут контролировать производство и экспорт иракской нефти: одним из них является Филип Кэролл (Philip J. Caroll), бывший президент Shell, который возглавит национальную компанию INOC. Имя второго ответственного пока не разглашается, он будет отвечать за поставки сырой нефти во главе State Oil Marketing Organisation (SOMO).

Период, в течение которой американцы сохранят контроль над нефтяной промышленностью Ирака, пока точно не зафиксирован. Сейчас начинают возникать юридические вопросы, например, какое право имеют американцы решать сколько нефти Ирак может добывать и продавать, как использовать полученные от реализации нефтепродуктов финансовые средства?

Россию, Францию и Германию, членов Совета безопасности, беспокоит факт требования ООН легализировать войну, проводимую в Ираке американцами. Несомненно, это страны против американского плана. В арабском мире, этот планы подтверждает подозрения о фактической цели американцев взять контроль над арабской нефтью и углеводородами Персидского залива.

Что может препятствовать американскому господству?

Элементарная вещь ? иракский национализм. Назначить американского генерала во главе правительства и двух президентов американских нефтяных компаний, отвечающих за производство и сбыт иракской нефти ? это возможно сделать при сегодняшних обстоятельствах. Будет это действовать? Вот в чем вопрос.
Внутри страны около 60 000 иракских нефтяных технократов никогда не примут американскую гегемонию и, если это понадобится, саботируют план.

Ирак ? националистская страна, которая не пойдет на разрушение собственных ресурсов, но и не допустит к ним кого-либо. Ни одна страна, в которой нефть является главным национальным ресурсом, не передаст ее иностранцам. С этой точки зрения началась настоящая борьба за нефть.