USD ЦБ — 67,03 +0,19
EUR ЦБ — 76,70 +0,73
Brent — 71,71 +0,87%
понедельник 20 августа 07:47

Аналитика // Энергетическая политика

Основные результаты работы Министерства энергетики Российской Федерации за 2012–2017 гг

13 апреля 2018 г., 12:07Neftegaz.RU3163

10 декабря 2016 г в Вене заключено Соглашение об ограничении добычи нефти между государствами Организации стран - экспортёров нефти (ОПЕК) и 11 странами, не входящими в картель, включая Россию.

Это стало первым случаем совместной координации действий на мировых рынках странами ОПЕК и не входящими в картель производителями нефти.

Благря соглашению в 2017 г началась ребалансировка мировых рынков и снизился переизбыток коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов.

В 2017 г соглашение продлевалось дважды - 25 мая и 30 ноября - и действует до конца 2018 г. При этом в июне 2018 г будет рассмотрена возможность принятия дальнейших мер по корректировке объёмов добычи с учётом сложившейся ситуации на рынке и успешности усилий по восстановлению равновесия на нефтяном рынке.

В 2017 г на 19-й Министерской встрече Форума стран - экспортёров газа (ФСЭГ) Генеральным секретарём ФСЭГ был выбран и с января 2018 г назначен на двухгичный срок заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Назначение российского кандидата на пост генерального секретаря стало крупным успехом внешней энергетической политики страны, достигнутым в результате тщательной подготовительной работы.

В рамках двустороннего сотрудничества в сфере энергетики выделяются следующие ключевые результаты за 6 лет:

- подписание в 2014 г между Минэнерго России и Госэнергоуправлением КНР меморандумов о сотрудничестве в сфере поставок природного газа по восточному и западному маршрутам, а также самого крупного в отечественной истории договора купли-продажи газа между Газпром и китайской CNPC, предусматривающего поставку в Китай по восточному маршруту более 1 трлн куб. м газа в течение 30 лет;

- участие в 2016 г катарского суверенного фонда Qatar Investment Authority в приватизации 19,5% акций Роснефть;

- подписание в 2016 г соглашения между правительствами Российской Федерации и Турецкой Республики по проекту Турецкий поток, а в 2017 г принятие положительного заключения Турции по оценке воздействия на окружающую среду в отношении морского участка газопровода Турецкий поток;

- достижение в 2017 г с Саудовской Аравией рекордного количества двусторонних договорённостей по 17 направлениям, в том числе в атомной энергетике (участие ГК Росатом в тендере на строительство АЭС в Саудовской Аравии);

- ратификация в 2017 г Ираном межправительственных соглашений о предоставлении ему экспортных государственных кредитов для финансирования проектов по сооружению ТЭС Сирик и электрификации железнодорожного участка Гармсар - Инче-Бурун.

Также в 2017 г состоялось подписание Российско-Саудовской дорожной карты торгово-экономического и научно-технического сотрудничества на среднесрочный период и дорожной карты по реализации проектов в сфере восстановления и развития объектов электроэнергетики на территории Сирии.

С 2014 г реализуется утверждённый распоряжением Правительства от 3 июля 2014 г №1217-р план мероприятий (дорожная карта) Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК на период до 2018 г. В рамках дорожной карты ведётся отбор и реализация в отраслях ТЭК масштабных проектов, направленных на внедрение комплексных отраслевых решений, находящихся в высокой степени технологической зрелости, способных дать значительный экономический эффект. Всего с 2015 по 2017 г одобрено 20 проектов.

Также в рамках реализации дорожной карты в октябре 2016 г впервые со времён СССР Минэнерго России утвердило Прогноз научно-технологического развития отраслей ТЭК России на период до 2035 г. Он определяет перспективные области научных исследований и технологических разработок, а также задаёт целевые ориентиры для участников отрасли по развитию и внедрению инновационных технологий и современных материалов в ТЭК.

В контексте формирования энергетики будущего в России в сентябре 2016 г Советом при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России утверждена дорожная карта Энерджинет Национальной технологической инициативы. Реализация предусмотренных ею пилотных проектов призвана вывести российские компании на перспективные глобальные технологические рынки. На текущий момент уже утверждено четыре таких проекта.

Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов

За 6 лет добыча нефти и газового конденсата выросла на 5,3% - до 546,5 млн т в 2017 г. В 2016 г был поставлен национальный рекорд - 547,7 млн т.

Достичь этого удалось в том числе благодаря проводимому совершенствованию налогообложения в сфере нефтедобычи в целях стимулирования освоения новых видов нефтяных запасов.

По данным Минэнерго России, в соответствии с постановлением Правительства от 26 сентября 2013 г №846 в 2014 г запущен механизм предоставления льготы по таможенной пошлине на экспорт нефти для месторождений, расположенных в новых регионах. С 2012 по 2017 г добыча в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке выросла на 41,5% - с 49,4 до 69,9 млн т.

Благодаря реализации Плана комплексного стимулирования освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе и в российской части дна Каспийского моря, утверждённого распоряжением Правительства от 7 июня 2014 г №987-р, добыча нефти на российском шельфе с 2012 по 2017 г увеличилась на 76% - с 14,6 до 25,7 млн т.

Принятые меры государственной поддержки в части стимулирования добычи на месторождениях, содержащих трудноизвлекаемые запасы нефти, позволили увеличить добычу на них с 2014 по 2017 г на 16,6% - с 32,6 до 38 млн т.

Сегня ключевой задачей является стабилизация добычи на действующих месторождениях в Западной Сибири, где она падает из-за роста обводнённости и естественного истощения. Для предотвращения падения добычи нефти на таких месторождениях разработана концепция введения налога на дополнительный доход от добычи нефти (НДД). Соответствующий законопроект 27 ноября 2017 г внесён Правительством в Государственную Думу.

Новая система налогообложения учитывает реальную себестоимость разработки. Стимулирование добычи на зрелых месторождениях предотвратит её падение, увеличит инвестиции и в итоге бюджетные поступления, в том числе - в региональные бюджеты. Введение НДД вовлечёт в разработку до 5 млрд т нефти к 2025 г для поддержания достигнутых уровней добычи, повысит коэффициент извлечения нефти.

Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность

За 6 лет глубина переработки нефти в России выросла на 10,2 процентного пункта - до 81,3%. Достижение такого показателя стало возможным благря реализуемой компаниями топливно-энергетического комплекса с 2011 г программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей. За 6 лет построено и реконструировано 78 установок вторичной переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах России, в том числе в 2017 г завершены строительно-монтажные работы на 8 установках.

С января 2016 г совершён переход на обращение дизельного топлива только высшего - 5-го экологического класса. С июля 2016 г аналогичный переход осуществлён в отношении автомобильного бензина.

Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии

За 6 лет ввод новых энергомощностей в России составил около 30,9 ГВт, прирост установленной мощности - 23,3 ГВт.

За тот же период ввод электросетевого оборудования крупнейшими отраслевыми компаниями составил порядка 21,8 тыс км линий электропередачи классом напряжения 110 кВ и выше и 111,9 тыс МВА трансформаторных мощностей.

Среди наиболее крупных введённых и модернизированных объектов: Богучанская ГЭС мощностью чуть менее 3 ГВт, Няганская ГРЭС мощностью 1,3 ГВт, Пермская ГРЭС мощностью 0,9 ГВт, Южноуральская ГРЭС-2 мощностью 0,8 ГВт, а также ряд объектов на атомных электростанциях, среди которых есть уникальные, в том числе энергоблок №6 с реактором ВВЭР-1200 поколения 3+ на Нововоронежской АЭС-2 мощностью 1,2 ГВт и энергоблок №4 с реактором на быстрых нейтронах БН-800 на Белоярской АЭС мощностью 0,9 ГВт.

Значительный вклад в обновление фондов электрогенерации внёс механизм, стимулирующий инвестиции в отрасль и обеспечивающий выполнение обязательств инвесторов по вводу генерирующих мощностей, - договоры о предоставлении мощности (ДПМ).

Успешная реализация программы ДПМ позволила за 6 лет обновить основные фонды по отрасли на 15%. В целом по России на сегняшний день с начала реализации программы в 2010 г реализовано более 130 проектов, введено почти 30 ГВт мощностей, и ещё более 6 ГВт будут введены до 2020 г. Обновление фондов позволило значительно - на 7% к 2010 г - снизить расход удельного топлива на отпуск электроэнергии и повысить надёжность работы оборудования.

ДПМ - один из самых масштабных и успешных инструментов привлечения инвестиций в российской экономике. За весь период реализации программы в сектор электроэнергетики привлечено свыше 2 трлн рублей инвестиций. Благря ДПМ получили развитие отечественное энергетическое машиностроение, проектные и строительные отрасли.

С 2021 г постепенно начнёт завершаться срок выплат по ДПМ для тепловых мощностей. Реинвестирование высвобождающихся средств позволит до 2030 г провести глубокую модернизацию около 40 ГВт установленной мощности ТЭС без дополнительной финансовой нагрузки на потребителей.

По итогам состоявшегося 14 ноября 2017 г совещания по развитию электроэнергетики у Президента России В.В.Путина принято решение разработать механизмы привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой электроэнергетики.

Федеральным законом от 23 июня 2016 г №196-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Об электроэнергетике в части совершенствования требований к обеспечению надёжности и безопасностиэлектроэнергетических систем и объектов электроэнергетики. В соответствии с документом Правительство получило полномочия совершенствовать требования к подготовке электротехнического оборудования, многие из которых не пересматривались с 1980-х гов. В развитие Федерального закона №196-ФЗ в 2016-2017 гх принят ряд нормативных правовых актов Правительства и Минэнерго России, направленных на совершенствование механизмов обеспечения надёжного функционирования электроэнергетики страны.

За 6 лет количество аварий на электрических станциях установленной мощностью 25 МВт и выше снизилось на 14,8%, а в электрических сетях с номинальным напряжением 110 кВ и выше - на 23%.

За последние гы принят большой пакет нормативно-правовых документов и изменений в законодательство, направленных на укрепление платёжной дисциплины потребителей электроэнергии. Федеральным законом от 3 ноября 2015 г №307-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов предусмотрена неустойка за неисполнение обязательств по своевременной оплате электрической энергии и услуг по её передаче, обеспечение обязательств по оплате ресурсов, а также увеличение административной ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры, безучётное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов.

С 2016 г начала работу утверждённая постановлением Правительства от 27 августа 2015 г №893 модель долгосрочных отношений на рынке мощности - по итогам торгов мощностью формируются четырёхлетние контракты, что даёт понятные ценовые ориентиры для производителей и покупателей энергии.

3 апреля 2013 г распоряжением Правительства №511-р утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации на период до 2030 г, направленная на создание максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры. В рамках стратегии создано Россети, осуществлена консолидация сетевых активов, реализуется координация технической, инвестиционной, финансовой политики. Принято решение о поэтапном прекращении действия договоров последней мили. К настоящему времени оно реализовано везде, за исключением 4 субъектов Федерации (Забайкальский край, Республика Бурятия, Еврейская автономная область, Амурская область), где действие механизма последней мили продлено до 2029 г.

Ещё одной задачей, выделенной Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации до 2030 г, является сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций (ТСО). В рамках решения этой задачи на первом этапе предусмотрено уменьшение количества ТСО, на втором - их консолидация под воздействием экономических механизмов. В целях снижения количества территориальных сетевых организаций Правительством утверждены постановлением от 28 февраля 2015 г №184 критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО. Применение этих критериев при тарифном регулировании на 2016-2017 гы уже привело к сокращению числа ТСО с 3146 до 1872 единиц.

В течение 3х последних лет АЭС России устанавливают рекорд по выработке электроэнергии. Объём атомной генерации в энергобалансе страны составляет 18,9% (в 2005 г - 15,8%). Выработка российских АЭС в 2017 г составила 202,868 млрд кВт·ч. Примерно столько же вырабатывали все атомные станции СССР, включая АЭС Украины, Литвы и Армении.

За последние гы в России и за рубежом при участии России построены 12 новых атомных энергоблоков: 3-й и 4-й энергоблоки Калининской АЭС; 2-й и 3-й энергоблоки Ростовской АЭС; 1-й и 2-й энергоблоки АЭС Куданкулам (Индия); 1-й, 2-й и 3-й энергоблоки АЭС Тяньвань (Китай); экспериментальный реактор на быстрых нейтронах CEFR (Китай); 1-й блок АЭС Бушер (Иран); 1-й блок Нововоронежской АЭС-2; блок на быстрых нейтронах БН-800 на Белоярской АЭС.

В декабре 2017 г осуществлены физические пуски новых энергоблоков: 4-й энергоблок Ростовской АЭС и 1-й энергоблок Ленинградской АЭС-2.

Сданный в феврале 2017 г в промышленную эксплуатацию 6-й энергоблок Нововоронежской АЭС - первый в мире энергоблок поколения 3+, его мощность - 1200 МВт. Он полностью отвечает постфукусимским требованиям безопасности.

Инновационный блок №4 Белоярской АЭС с реактором на быстрых нейтронах БН-800 стал научным полигоном по отработке быстрых реакторных технологий и новых типов топлива. БН-800 и другие быстрые реакторы представляют собой новую технологическую платформу для перехода к замкнутому ядерному топливному циклу в атомной энергетике.

Федеральным законом от 23 июня 2016 г №196-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Об электроэнергетике в части совершенствования требований к обеспечению надёжности и безопасностиэлектроэнергетических систем и объектов электроэнергетики. В соответствии с документом Правительство получило полномочия совершенствовать требования к подготовке электротехнического оборудования, многие из которых не пересматривались с 1980-х гов. В развитие Федерального закона №196-ФЗ в 2016-2017 гх принят ряд нормативных правовых актов Правительства и Минэнерго России, направленных на совершенствование механизмов обеспечения надёжного функционирования электроэнергетики страны.

За 6 лет количество аварий на электрических станциях установленной мощностью 25 МВт и выше снизилось на 14,8%, а в электрических сетях с номинальным напряжением 110 кВ и выше - на 23%.

За последние гы принят большой пакет нормативно-правовых документов и изменений в законодательство, направленных на укрепление платёжной дисциплины потребителей электроэнергии. Федеральным законом от 3 ноября 2015 г №307-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов предусмотрена неустойка за неисполнение обязательств по своевременной оплате электрической энергии и услуг по её передаче, обеспечение обязательств по оплате ресурсов, а также увеличение административной ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры, безучётное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов.

С 2016 г начала работу утверждённая постановлением Правительства от 27 августа 2015 г №893 модель долгосрочных отношений на рынке мощности - по итогам торгов мощностью формируются четырёхлетние контракты, что даёт понятные ценовые ориентиры для производителей и покупателей энергии.

3 апреля 2013 г распоряжением Правительства №511-р утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации на период до 2030 г, направленная на создание максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры. В рамках стратегии создано Россети, осуществлена консолидация сетевых активов, реализуется координация технической, инвестиционной, финансовой политики. Принято решение о поэтапном прекращении действия договоров последней мили. К настоящему времени оно реализовано везде, за исключением 4 субъектов Федерации (Забайкальский край, Республика Бурятия, Еврейская автономная область, Амурская область), где действие механизма последней мили продлено до 2029 г.

Ещё одной задачей, выделенной Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации до 2030 г, является сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций (ТСО). В рамках решения этой задачи на первом этапе предусмотрено уменьшение количества ТСО, на втором - их консолидация под воздействием экономических механизмов. В целях снижения количества территориальных сетевых организаций Правительством утверждены постановлением от 28 февраля 2015 г №184 критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО. Применение этих критериев при тарифном регулировании на 2016-2017 гы уже привело к сокращению числа ТСО с 3146 до 1872 единиц.

Возобновляемая (альтернативная) энергетика

В течение 6 лет в России реализуется последовательная политика в области развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) - солнечной и ветрогенерации, малых гидроэлектростанций. В 2014-2016 гх в России введено более 130 МВт новой мощности ВИЭ, при этом преимущественно все объекты - солнечные электростанции (СЭС). В 2017 г построено ещё более 140 МВт - больше, чем за предыдущие два г, из них более 100 МВт приходится на СЭС, а 35 МВт - на первый крупный ветропарк в Ульяновской области.

В 2017 г благодаря сложившейся конкуренции на рынке ВИЭ удалось значительно снизить среднюю величину плановых капитальных затрат по проектам на 1 кВт установленной мощности: в солнечной энергетике этот показать упал на 10,7% по сравнению с 2015 г, в сфере ветрогенерации - на 33,6% к 2015 г. При этом использование ВИЭ уже сегня экономически оправданно в изолированных и труднодоступных энергорайонах Российской Федерации, в частности на Дальнем Востоке.

Наряду с решением задач повышения надёжности энергоснабжения изолированных территорий, приоритетным направлением развития ВИЭ в России является освоение передовых технологий и компетенций с прицелом на дальнейший экспорт высокотехнологичной продукции.

В солнечной энергетике уже создана полная цепочка - от науки и производства фотоэлектрических модулей до строительства и эксплуатации СЭС. 3 июля 2017 г в Новочебоксарске запущено производство солнечных панелей на основе отечественной гетероструктурной технологии. Модули имеют КПД выше 22% и входят в мировую тройку лидеров по эффективности в серийном производстве. В настоящее время уже заключаются экспортные контракты.

19 сентября 2017 г введена в эксплуатацию первая солнечная электростанция, построенная с использованием гетероструктурных модулей, - Майминская СЭС в Республике Алтай, имеющая 100-процентный уровень локализации.

В ряде российских научных центров ведётся разработка технологий для создания солнечных ячеек перовскитного типа.

В секторе ветроэнергетики уже сейчас налажено производство ветроэлектрических станций мощностью от сотен ватт до десятков киловатт. В 2016-2017 гх с приходом на рынок новых крупных игроков получил дополнительный импульс развития сектор производства установок большой и средней мощности.

30 ноября 2017 г Росатом создал партнёрство с голландской компанией. В его рамках к 2022 г должен быть обеспечен трансфер технологий производства ветроустановок мощностью 2,5 МВт и 4,5 МВт.

В рамках развития в России возобновляемой энергетики, в том числе с учётом позитивных мировых практик, опыта технологических решений и законодательных механизмов, 22 июля 2015 г Российская Федерация стала членом Международного агентства по возобновляемой энергии (IRENA). Первыми результатами совместной работы стала подготовка Глобального доклада по ВИЭ 2030 (REmap 2030), а также дорожной карты ВИЭ 2030. Перспективы развития возобновляемой энергетики для Российской Федерации.

Также опубликованы основные результаты работы Министерства промышленности и торговли за 2012-2017 гг.

Энергетическое машиностроение

За 6 лет в энергетическом машиностроении объём производства вырос на 36% (в денежном выражении). Экспорт увеличился в 2,6 раза. Запущен ряд новых, особо значимых для отрасли производств. Здесь приведены примеры некоторых из них. В мае 2016 года в Екатеринбурге открыт центр восстановления деталей горячего тракта газовых турбин, позволяющий выполнять полный цикл ремонта деталей крупных энергетических турбоустановок иностранного производства. Проект полностью профинансирован частными инвесторами.

В марте 2016 года запущено первое в России серийное производство саморегулирующихся кабелей полного цикла, включая производство проводящих пластмасс со специальными свойствами. Проект частично профинансирован Фондом развития промышленности в виде льготного займа. При этом основной объём финансирования - частные инвестиции. В рамках проекта созданы рабочие места для квалифицированных специалистов.

В мае 2016 года в Татарстане открыта новая высоковольтная испытательная станция, аналогов которой нет в России. Она предоставляет отечественным производителям и разработчикам кабельно-проводниковой продукции необходимый комплекс услуг по испытаниям кабельно-проводниковой продукции до 500 кВ. Работа испытательной станции будет содействовать повышению надёжности энергосистем.

В 2014-2017 годах введено в эксплуатацию 20 генерирующих объектов, функционирующих на основе использования энергии Солнца, на общую установленную мощность 229 МВт с высоким уровнем локализации.

На очереди - создание промышленного производства оборудования ветроэнергетики. Ряд компаний уже взяли на себя обязательства по строительству и вводу в эксплуатацию ветроэлектростанций, так как до 2024 года планируется ввести 3351,2 МВт установленной мощности генерирующих объектов на основе энергии ветра.

В нефтегазовом машиностроении за 6 лет объём производства вырос на 39% (в денежном выражении). Доля импорта сократилась на 10% (с 62 до 52%).