USD 91.2434

+0.58

EUR 98.2279

-0.42

Brent 78.15

+0.06

Природный газ 2.087

+0.01

9 мин
...

Российские дороги становятся лучше

В сегодняшнем непрерывно меняющемся мире для выстраивания эффективного бизнеса важна правильная оценка направления развития отрасли, умение первыми увидеть перспективу, не бояться инвестировать и выходить на новые рынки.

Российские дороги становятся лучше

В сегодняшнем непрерывно меняющемся мире для выстраивания эффективного бизнеса важна правильная оценка направления развития отрасли, умение первыми увидеть перспективу, не бояться инвестировать и выходить на новые рынки.

Именно по таким принципам Газпром нефть развивает битумный бизнес, выделив его 3 года назад в самостоятельную структуру.

О целевых показателях, о наборе инструментов для обеспечения конкурентных преимуществ, о рекордных объемах современных битумов и цифровой платформе рассказал генеральный директор Газпромнефть - Битумные материалы Д. Орлов в своем интервью журналу «Газпром».

- С момента нашей последней беседы прошло почти 2 года - насколько сильно изменился за это время российский битумный рынок?

- Изменился, но не принципиально. Напомню, что 2016 г, когда мы с вами общались, стал годом восстановления рынка после кризиса 2015-го, когда объем потребления битумов в России сократился с 6 до 5 млн т. В 2017 г рост продолжился.

- Рост относительно кризисных лет?

- Нет. В 2016-м российский рынок битумных материалов практически вернулся к докризисным показателям - 6 млн т, а в 2017-м вырос ещё на 6,5%. Не последнюю роль в этом сыграло активное участие государства в развитии транспортной инфраструктуры. Строительство множества стратегических дорожных объектов велось в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу. Заработала федеральная программа «Безопасные и качественные дороги» - первый, но при этом крайне успешный опыт сотрудничества федеральной и региональных властей в процессе развития дорожной сети, причем во всероссийском масштабе. Дело в том, что на федеральном уровне дорожное строительство - это крайне упорядоченная отрасль, однако в регионах положение дел было, мягко говоря, крайне неравномерным, работа не всегда имела системный характер, поэтому переход на новые стандарты занимал очень много времени. Сегодня под действием федеральных стимулов ситуация меняется, регионы уже заинтересованы в строительстве надежных дорог с увеличенным сроком эксплуатации.

- Рынок рос равномерно, в «плюсе» все игроки дорожной отрасли?

- Конечно, кто-то вырос меньше, кто-то больше. У нас динамика лучше рыночной - 23%, причем мы впервые преодолели рубеж в 2 млн т - и сразу на 300 тыс т. А если считать вместе с коксом, то мы в 2017 г вообще реализовали почти 2,5 млн т различной продукции.

Наше преимущество - в комплексном подходе, сочетающем производство качественного продукта и полного цикла сопутствующих услуг. За счет этого мы выстраиваем взаимодействие с каждым потребителем, это дает нам возможность формировать индивидуальные ценовые предложения, с одной стороны, учитывающие потребности покупателя, с другой - соответствующие рыночной конъюнктуре. Результат: рост объема реализации при релевантном уровне цены.

- Ваши достижения - свидетельство роста потребления битумных материалов дорожниками. Сопровождалась ли эта динамика качественными изменениями в дорожном строительстве?

- Индикатор качественного развития - рост потребления модифицированных вяжущих. Если раньше полимер-битумные вяжущие (ПБВ) были хоть и перспективной, но всё-таки экзотикой, о которой приходилось подробно рассказывать в каждом регионе, то в 2017 году мы впервые столкнулись с тем, что люди на местах уже знают о преимуществах модифицированных битумов и с ними можно сразу начинать предметный разговор без долгих объяснений.

Конечно, модифицированный битум дороже базового. Но если оценивать цену не в момент поставки, а с позиции «стоимости владения» дорогой, то современные материалы выгоднее, ведь экономия начинается уже с первым «пропущенным» ремонтом. Мы посчитали, что за 12 лет «жизни» дороги, затраты на ее обслуживание при применении ПБВ сокращаются более чем на 33%. Это подтверждает и наш опыт строительства опытно-экспериментальных участков. Мы первыми на рынке - еще в 2011 г - стали строить такие испытательные площадки в разных регионах России, и сегодня уже имеем хорошую базу знаний, причем не теоретических, а полученных эмпирическим путем.

- Как такая эффективность применения модифицированных вяжущих отражается на рыночной ситуации?

- Еще буквально несколько лет назад ПБВ занимали доли процента в общем объёме потребления битумов, а по итогам 2017 г их доля приблизилась к 5%. Мы предполагали, что российский рынок достигнет этого показателя только в 2020 г, но темпы роста опередили наши прогнозы. И это не предел. По нашим прогнозам, модифицированный битум может занять до 15% отечественного рынка.

Учитывая рыночную ситуацию, мы наращиваем объем производства. Когда мы покупали Рязанский завод битумных материалов, ожидалось, что максимальная загрузка этой площадки к настоящему моменту достигнет 60 тыс т в год. А в реальности в 2017 г здесь было произведено более 85 тыс т ПБВ. В итоге, общий объем производства премиальной битумной продукции в 2017 г достиг почти 150 тыс т - это рекордный показатель.

- Помимо традиционного и модифицированного битума вы выпускаете еще и сложные битумопроизводные продукты. Удалось в 2017 г укрепить позиции в этом сегменте рынка?

- Мы консолидировали интеллектуальный ресурс нашего нового актива Нова-БРИТ и возможности Научно-исследовательского центра (НИЦ) в Рязани, получив в результате мощную платформу по созданию инновационных вяжущих. Например, в мае 2017 г мы вывели на рынок абсолютно новый продукт - защитно-восстановительный состав, который помогает предотвратить преждевременный износ дорожных одежд и увеличить срок службы покрытий.

Сегодня в линейке продукции свыше 30 наименований только герметизирующих материалов, всего же мы предлагаем отечественной дорожной отрасли 86 марок высококачественных и технологичных битумов. Это дает нам возможность диверсифицировать клиентский портфель и выходить на новые рынки, помимо дорожной отрасли обеспечивая нашими продуктами аэродромы, объекты ЖКХ и мостостроения. Сегодня каждая третья дорога в России строится с применением нашей продукции, а теперь, сходя с трапа самолета, я всегда еще и задумываюсь: «А здесь используются наши материалы? А что можем мы предложить этому аэропорту для улучшения покрытия рулежек и взлетных полос?»

- Какую долю российского рынка занимает ваша компания?

- Примерно 1/3. Традиционная тройка крупнейших производителей битумов за последние годы не изменилась: на 1м месте - Роснефть, на 2м - Газпром нефть, на 3м - ЛУКОЙЛ.

- А в сегменте модифицированных битумов?

- В этом сегменте мы безусловные лидеры.

- Поделитесь секретом - за счет чего можно так активно развивать бизнес? Ведь, в принципе, все в равных условиях...

- Непрерывное движение вперед. Сегодня уже недостаточно выпускать битумные материалы, которые соответствуют стандартам, надо искать новые перспективы. Поэтому мы изучаем мировой опыт, исследуем зарубежные и отечественные технологии и создаем свои новые рецептуры, причем, это по-настоящему инновационные решения, которые значительно повышают прочность дорожных покрытий. И, в первую очередь, это результат создания в компании мощного технологического инструмента - научно-исследовательского центра, оснащенного самым современным оборудованием.

- Как работает этот инструмент?

- Центр - это площадка, позволяющая моделировать условия эксплуатации любой дороги в любом регионе - от крайнего севера до южных субтропиков. При этом в модель можно заложить множество условий: интенсивность движения, грузонапряженность, временной цикл «работы» - 5-10-20 лет. Вместо того, чтобы накапливать данные «в поле» в течение многих лет, мы можем получить результат «здесь и сейчас», причем результат максимально приближенный к действительности. Такого раньше не было. И это не только частная площадка Газпром нефти - это научно-исследовательский центр всей дорожной отрасли России, мы открыты к сотрудничеству как с госрегуляторами, так и с дорожниками.

- Стоит ли вкладывать столько средств в сегмент, который ждет не самое светлое будущее? Российские НПЗ увеличивают глубину переработки, а значит уже в ближайшем будущем сырья для производства битума станет меньше.

- Решение этой проблемы также в развитии технологий. В научно-исследовательском центре мы тестируем и используем широкий сырьевой пул, добиваясь высокого качества вяжущего. Количество нужно компенсировать, прежде всего, ростом качества, а также альтернативными предложениями базовым вяжущим. То есть, мы стараемся заранее искать ответы на грядущие отраслевые вызовы.

Например, еще несколько лет назад мы одними из первых начали модернизировать производственные площадки, чтобы иметь возможность выпускать битумы по новому ГОСТу 33133, который вступил в силу в 2015 г. Первые декларации соответствия стандарту московская и ярославская площадки получили прошлой весной. В 2017 г, закончив реконструкцию битумной установки на Омском НПЗ, мы полностью завершили реализацию программы.

- Подготовка производства к новым стандартам, все же задача тактического уровня, делается ли что-то в плане развития технологий на уровне стратегии?

- Я считаю, что создание НИЦ было абсолютно верным стратегическим решением, как и, в целом, ставка на высокотехнологичные материалы, которую компания сделала уже почти 10 лет назад. Но и сейчас у нас есть проекты, которые могут коренным образом изменить битумную отрасль - объективно, достаточно консервативную. База для таких изменений - возможности, которые нам предоставляет четвертая промышленная революция.

- Искусственный интеллект, откровенно говоря, не особенно ассоциируется с производством битума...

- Об этом я и говорю. Но мы готовы менять парадигму и уже разработали стратегию цифровой трансформации битумного бизнеса. Ее частью станут уже реализованные проекты, такие, например, как паспортизация, цифровой сервис «Личный кабинет», и абсолютно новые программы. Параллельно мы запускаем несколько пилотных проектов, первый из которых, направлен на оптимизацию и совершенствование наших логистических схем в европейской части России. За счет использования цифровых технологий повысится точность доставки, будут снижены затраты, при этом только половину поставок компания будет осуществлять собственными силами.

Еще один прорывной проект реализуется в Казахстане. На базе актива в Шымкенте мы создаем цифровой двойник действующего завода. Успех этого проекта не только позволит нам повысить собственную эффективность, но и создаст проработанное решение для тиражирования на большие НПЗ Газпром нефти. База для третьего цифрового проекта - Рязанский завод битумных материалов. Применяя современные методы анализа данных, мы будем подбирать и улучшать рецептуры, оценивать оптимальность используемого сырьевого пула, менять и вводить новые компоненты, когда это требуется. Все это позволит нам более эффективно управлять себестоимостью производимой продукции. Горизонт подведения первых итогов программы - конец 2018 г.

- Каковы конечные целевые показатели?

- Сейчас могу сказать только, что экономия средств в результате цифровой трансформации составит не проценты, а порядки, поэтому окупить вложения планируем в течение первых нескольких лет. Цифровая трансформация интегрирует в едином информационном пространстве все основные элементы битумного бизнеса, что позволит оптимизировать технологические процессы, централизовать управление производством, отгрузкой и доставкой битумных материалов. В России этой темой до нас никто не занимался.

- Кого планируете привлечь к решению столь глобальных задач?

- Многие партнеры уже определены. Пока не буду их называть, скажу только, что в нашем проекте будут участвовать как крупные ИТ-компании, так и небольшие стартапы.

- Один из цифровых проектов реализуется в Казахстане - это означает, что бизнес в этой стране развивается неплохо?

- Более того, он развивается хорошо. В 2017 г мы вышли на очередной рекорд по объёму переработки сырья в Казахстане - порядка 23 тыс т в месяц. После зимней реконструкции, которая началась в декабре, выйдем на показатель 30 тыс т. Причем сейчас сырьё поступает на завод не только из Омска, но и от местных поставщиков.

Начались в Казахстан и поставки высокотехнологичных материалов: полимерно-битумного вяжущего и высококачественного битумно-полимерного герметика для капитального ремонта международного аэропорта Алма-Аты. Сейчас в стадии согласования комплексная поставка наших битумных материалов для реконструкции второй взлетно-посадочной полосы аэропорта.

В целом Казахстан остаётся интереснейшим рынком - в стране ведётся интенсивное дорожное строительство. По официальным прогнозам потребление битумов в этой стране в ближайшие годы увеличится почти в два раза - до 1 млн т. Полагаю, что объём наших поставок в эту страну вырастет с нынешних 200 тыс т до 300 тыс т.

- В целом, есть повод на 2018 год смотреть с оптимизмом?

- Да, мы планируем нарастить производство и реализацию обычных битумов на 5%, а модифицированных - на 15%. Расширяется география поставок. Мы повышаем эффективность наших производств. В 2017 г вышли на работу с процессинговыми площадками и будем развивать данное направлением.

- Как контролируете качество продукта, производя битум на сторонних заводах?

- Мы не идем на новую площадку до тех пор, пока не убедимся, что все производственные процессы организованы в соответствии с нашими требованиями, и очень тщательно контролируем качество битума в каждой партии. В паспорте продукта всегда указано, что он произведен по заказу компании «Газпромнефть-Битумные материалы». Это наша гарантия: если такая надпись есть, значит покупатель получает качественный продукт, с какого бы завода он не пришел.

- Есть ли планы по покупке или строительству производств?

- Да, рассматриваем такую возможность.

- А в каком регионе?

- Пока могу сказать только, что в России. Качество дорог в нашей стране с каждым годом становится лучше. И для них нужно всё больше высококачественных материалов.