USD 99.9971

0

EUR 105.7072

0

Brent 71.04

0

Природный газ 2.823

0

6 мин
...

Газотранспортные системы стран СНГ

Газотранспортная система (ГТС) России и бывших союзных республик начала складываться в 1950х гг.

Газотранспортные системы стран СНГ. Динамика и перспективы развития

Газотранспортная система (ГТС) России и бывших союзных республик начала складываться в 1950х гг.

За 30 лет построили более 60 тыс км магистральных газопроводов (МГП), начали применять трубы большого диаметра (ТБД) и повышать рабочее давление, создавать первые подземные хранилища газа (ПХГ).

Всесоюзное строительство, тем не менее, велось не везде равномерно.

В одних республиках создавалась мощная транспортная инфраструктура с заделом на будущее, в других - лишь необходимый минимум.

С распадом СССР, вместе с независимостью, республики получили и груз ответственности за поддержание в достойном состоянии своего наследия.

Одни пошли по пути интенсивной эксплуатации и мало заботились о модернизации 1000-километровых газопроводов, другие, имея менее разветвленную ГТС, активно модернизировали ее и внедряли новейшие технологии.

Как сегодня живет газотраснпортная отрасль промышленности бывших союзных республик?

Наследие Страны Советов

Открытие больших газовых запасов и необходимость обеспечения промышленности центральных регионов газом, привели к тому, что к 1970мгг по территории СССР протянулся самый длинный на тот момент газопровод в мире - МГП Средняя Азия-Центр (САЦ).

Уже к 1985 г общая пропускная мощность этого многониточного газового маршрута составила 80 млрд м3/год газа.

К этому времени СССР был лидером мировой газовой добычи, которая составляла 587 млрд м3/год.

Крупные газовые месторождения открывались на обширной территории всего Союза, а значит, необходимо было обеспечивать связь между центром добычи и регионами потребления.

Началось активное строительство газопроводов и сопутствующей технологической инфраструктуры.

Это привело к тому, что богатые углеводородами республики начали обрастать МГП, газопроводами-отводами и ПХГ, где применялись ведущие на момент строительства технологии и оборудование.

После развала Советского Союза каждый стал «сам за себя»: кто-то бьется над решением вопроса о поставках газа в Европу, кто-то ищет «газовые выходы» на азиатско-тихоокеанский регион и т.д.

При этом, например крупнейшая газовая компания России использует ГТС соседей лишь в качестве транзитного маршрута, а значит, и развивать эти самые ГТС бывшим союзным республикам приходится в большинстве случаев самостоятельно.

Не количеством, а качеством

Оценивая ситуацию с развитием ГТС бывших союзных республик, следует отметить такие критерии, как протяженность газопроводов, подключенность к МГП и пропускная мощность.

Но, в 1юочередь, следует обратить внимание на динамику развития ГТС, их техническое состояние в целом, применение современных технологий, а также пути диверсификации.

С образованием независимых республик судьба газовых маршрутов стала определяться внутренней стратегией каждой из них.

В некоторых странах созданы компании со смешанным капиталом, в частности, с иностранным.

Так, контролирующий акционер Молдоватрансгаз - российский Газпром, с долей участия 51%.

В остальных республиках - Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Украине, Туркменистане, Грузии, Азербайджане - ГТС принадлежит компаниям со 100% государственным капиталом.

Не всем госкомпаниям на территории Светского Союза удается успешно функционировать в этой области.

Причин тому множество - внутренние проблемы, недостаток финансирования со стороны государства, слишком высокая конкуренция на внешних рынках, отсутствие экспортно-ориентированной инфраструктуры.

Тем не менее, на сегодняшний день успешнее динамика развития газовой отрасли у Казахстана (национальный оператор - КазТрансГаз).

По территории Казахстана проходит 3 транснациональных МГП: Средняя Азия - Центр, Бухара-Урал и Центральная Азия - Китай.

В свою очередь, ГТС находящаяся в управлении АО КазТрансГаз, включает в себя более 55 тыс км МГП и газопроводов - отводов.

19 тыс км из них - МГП, причем увеличение их длины на 1/3 произошло за последние 5 лет - что само по себе уже большое достижение.

За последние годы в Казахстане была проведена модернизация объектов газовой отрасли, позволившая наращивать объемы транспортировки и, в случае изменения рыночной обстановки, диверсифицировать маршруты газа в любом направлении.

Сегодня, по темпам развития газовой промышленности, Казахстан находится в лидерах стран СНГ, ведь практически все соседи по региону, в основном, просто эксплуатируют ГТС, доставшиеся в наследство от СССР.

Взять хотя бы Украину, многие годы являвшуюся главным транзитером газа из России в Западную Европу и по-прежнему обладающую наиболее мощной ГТС среди ближайших соседей.

Несмотря на эти преимущества, позитивной динамики не видно уже давно, а ввод в эксплуатацию МГП Турецкий поток и, тем более, МГП Северный поток-2 лишит Украину российского транзита практически полностью.

И хотя после 2019 г останется около 15 млрд м3/год российского транзита в Европу по украинской ГТС - говорить о ее развитии уже не приходится.

Другой пример - Армения.

Деятельность в газовой отрасли этой страны сегодня осуществляется Газпром Армения, которая является дочерним обществом Газпром.

Но, кроме крупного и технически сложного проекта строительства МГП Иран-Армения, который позволил бы расширить ресурсную базу поставок природного газа и создать 2йтехнологический вход в Армению, вспомнить в общем-то больше не о чем.

Это единственная страна во всем закавказо-каспийском регионе, в которой на протяжении уже нескольких 10-летий практически полностью отсутствует нефтегазовая промышленность в целом.

У Азербайджана дела обстоят лучше - государственная SOCAR транспортирует газ по 4м МГП в Грузию и Турцию (с месторождения Шах-Дениз), а также в Иран и Россию.

Перспективными считаются поддерживаемый ЕС маршрут ГТС TAP-TANAP, включающий Трансанатолийский газопровод (TANAP) и Трансадриатический газопровод (ТАР), газопровод AGRI.

Тем не менее, в последнее время Азербайджан вынужден увеличивать долю импорта в следствие дефицита внутреннего газоснабжения.

Ведущий газовый оператор Туркменистана - компания Туркменгаз - 100% государственный концерн.

ГТС Туркменистана включает 8 тыс км газопроводов в 1-ниточном исполнении, ведущие в Россию, Украину и Иран.

Туркменистан активно поставляет сетевой газ в Китай по МГП ЦАК.

В обозримой перспективе Туркменистан надеется начать экспорт своего газа в ЕС и в Азию по МГП ТАПИ, но риски безопасности этого МГП столь велики, что проект продвигается с откровенным трудом.

Мощностей Южного газового коридора не хватит для роста поставок туркменского газа в Европу, а перспективы прокладки газопровода через охваченные беспорядками страны, делают малоперспективным и проект ТАПИ.

Газ - основа экономики страны. 84% производимого голубого топлива Туркменистан экспортирует, а доходы составляют основную часть бюджета.

Тем не менее, несмотря на значимость ГТС для экономики, ее изношенность составляет от 72% до 87%.

Сравнительный анализ можно продолжать, но выводы не очень-то изменятся.

Как мы видим, где-то дела идут лучше, где-то хуже, однако стабильность и положительная динамика на протяжении длительного периода времени наблюдаются, пожалуй, только в Казахстане, где газовая отрасль промышленности подверглась полному «апгрейду».

Здесь реализовано наибольшее количество газовых проектов, полностью обновлены основные фонды отрасли, что, в свою очередь, позволило объединить все газопроводы в единую ГТС.

ГТС страны находится в отличном состоянии и способна пропустить до 85 млрд м3/год газа, с перспективой увеличения объемов прокачки до 120 млрд м3 /год и продолжает динамично развиваться.

Благодаря строительству МГП Бейнеу-Бозой-Шымкент Казахстану удалось решить 3 важные задачи - обеспечить стабильные поставки газа на юг, создать единую систему газотранспортировки и увеличить экспорт.

КазТрансГаз стал важнейшим и технологически самым мощным оператором газовых потоков в Средней и Центральной Азии.

Сегодня это самая быстрорастущая газовая компания СНГ: увеличились объемы транзита среднеазиатского газа в направлении России и Китая.

Казахстан, в отличие от других стран постсоветского пространства, не просто эксплуатирует то, что досталось по наследству от СССР, а к этому запасу прочности активно добавляет новые мощности и модернизирует старые, используя инновационные технологии, позволяющие осуществлять диверсификацию маршрутов.

Это позволяет казахстанской газовой отрасли претендовать на место «драйвера» всей нефтегазовой промышленности региона.