21 июля 2016 г состоялась заседание правительства с темой ускорения роста газификации в РФ.
С основным докладом выступил глава Минэнерго А.Новак.
Согласно утвержденной генеральной схеме развития газовой отрасли промышленности на период до 2030 г, разработаны и утверждены 82 генеральные схемы газоснабжения и газификации субъектов РФ.
Это позволяет формировать 5-летние программы развития газификации и газоснабжения субъектов РФ, исполнение которых обеспечивается ежегодными планами-графиками синхронизации, утвержденными совместно Газпромом и субъектами РФ.
За период с 2005 г львиная доля инвестиций - это инвестиции Газпрома в магистральные (МГП) и межпоселковые газопроводы (МПГП), это 56% или 270 млрд рублей.
Около 200 млрд рублей вложено средств субъектов РФ на развитие внутрипоселковой инфраструктуры и подготовку котельных, около 3% - это средства федерального бюджета, выделенные в рамках отдельных федеральных целевых программ, таких как развитие Калининградской области, Крымского федерального округа, Северо-Кавказского ФО, развитие сельского хозяйства.
Совокупный объем инвестиций на сегодня с начала действия программы составил уже более 0,5 трлн рублей.
С 2005 г в РФ газифицировано почти 4500 населенных пунктов, в среднем около 350 нп/год.
При этом в 2016 г мы ожидаем газификацию 480 нп, что значительно выше среднегодовых показателей.
С 2005 г построено около 30 тыс км МПГП, газифицировано 770 тыс квартир и домовладений, а также 4700 котельных, перевод которых на газ решает как вопросы повышения энергоэффективности, так и экологические вопросы.
В результате средний уровень газификации в РФ достиг 66%.
Более высокий уровень газификации на сегодня в городах - 70,4%, в сельской местности - 56,1%, но тем не менее за этот период в сельской местности на 60% повысился объем газификации.
Такое различие в темпах объясняется низким уровнем газификации села до начала программы, а также большей востребованностью со стороны жителей села, не имеющих централизованного теплоснабжения.
Важно, что переход на сетевой природный газ, особенно в сельской местности, позволяет не только создавать необходимые инфраструктурные условия для населения, но и сдерживать рост цен на жилищно-коммунальные услуги.
Несмотря на достаточно высокие показатели уровня газификации, в территориальном аспекте показатели отличаются: центральные и южные регионы России - в среднем высокогазифицированные ввиду более развитой инфраструктуры, высокой плотности населения и основных промышленных потребителей. Например, в Центральном ФО газификация сегодня достигла уровня 80%, в Южном ФО - 86%, в Поволжье - 86%, на Кавказе - 91%.
Что касается Сибири, то здесь, конечно, вопрос энергоснабжения традиционно решается за счет использования богатых залежей угля и уровень газификации существенно ниже.
Перспективы газификации сибирских регионов сегодня в 1ю очередь связаны с реализацией крупнейшего проекта - строительством новой газотранспортной системы (ГТС) «Сила Сибири», разработкой новых крупнейших месторождений - Ковыктинского НГКМ , Чаяндинского НГКМ и других месторождений Восточной Сибири.
В дальнейшем планируется объединение единой системы газоснабжения с ГТС Восточной Сибири и Дальнего Востока, что даст дополнительный импульс газификации сибирских регионов.
Что касается газификации сетевым природным газом Дальнего Востока, здесь в 2011 г был введен в эксплуатацию 1й пусковой комплекс ГТС Сахалин - Хабаровск - Владивосток, что позволило обеспечить поставки природного газа в Хабаровский и Приморский края за счет ресурсов природного газа, добываемого на шельфовых месторождениях острова Сахалин.
По поручению Правительства РФ на Дальнем Востоке реализуются приоритетные проекты газификации для судостроительного комплекса Звезда, территорий опережающего развития (ТОР) в Приморском и Хабаровском краях и др.
Перспективы развития газификации Дальнего Востока связаны с реализацией Восточной газовой программы (ВГП), являющейся составной частью генеральной схемы развития газовой отрасли промышленности.
Большой перечень дополнительных мер в последнее время был принят на базе поручений по результатам совещании в Карелии в 2015 г.
Здесь действительно уже принят ряд нормативных документов, которые позволяют упростить процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре, а также намечен дополнительный план мероприятий.
Хотел бы перечислить некоторые проблемы, которые сейчас сдерживают дальнейшее развитие и требуют соответствующего решения.
1. Подавляющее большинство нп, расположенных в непосредственной близости от ГТС, практически полностью газифицировано. Дальнейшая газификация удаленных нп с низкими объемами потребления газа, меньшей плотностью населения и промышленных потребителей сопряжена с необходимостью строительства протяженных газораспределительных сетей, требующих значительно больших инвестиций на единицу потребляемого газа, со значительно более длительными сроками окупаемости, а в большинстве случаев практически неокупаемых.
Газпром фактически остается сегодня единственной организацией, занимающейся газификацией, и основным поставщиком природного газа для населения, несмотря на то что его доля на внутреннем рынке газа за 10 лет снизилась со 100 до 70%.
При этом независимые поставщики газа практически не участвуют в газификации ввиду отсутствия обязательств и экономических стимулов.
В целях повышения экономической привлекательности газификации в субъектах РФ считаю необходимым разработать и утвердить комплекс стимулирующих мер, включив в него, например, рекомендации субъектам РФ рассмотреть возможность снижения налоговой нагрузки на строящиеся, новые газораспределительные сети, отмены или снижения налога на имущество для таких сетей.
Необходимо также предусмотреть внесение изменений в Земельный кодекс в части установления возможности предоставлять в безвозмездное пользование земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства объектов газоснабжения и газораспределения, предусмотренных утвержденной программой газификации субъектов РФ.
Также считаю необходимым рассмотреть поэтапную ликвидацию перекрестного субсидирования при поставках природного газа в субъектах РФ в целях повышения инвестиционной привлекательности проектов газификации.
2. Неисполнение субъектами РФ обязательств по подготовке потребителей к приему газа.
В соответствии с действующим законодательством субъекты и органы местного самоуправления обязаны обеспечить строительство уличных газораспределительных сетей и подготовку потребителей к приему газа, однако не все регионы исполняют свои обязательства в полном объеме.
Например, по итогам 2016 г из 66 планов-графиков синхронизации выполнения программ газификации только 46 субъектов выполнили обязательства в полном объеме, что не позволило подключить плановое количество новых потребителей природного газа, а также привело к переносу срока ввода в эксплуатацию инфраструктуры, построенной за счет средств Газпрома.
В целях повышения ответственности субъектов РФ за исполнение согласованных планов-графиков синхронизации Минэнерго РФ предлагает использовать механизм предоставления встречных гарантий, в рамках которых заинтересованные стороны - поставщики газа, включая независимых поставщиков, и субъекты РФ - предоставляют друг другу финансовые гарантии, которые в случае неисполнения одной из сторон принятых на себя обязательств должны обеспечить компенсацию понесенных расходов.
Возможно, в рассрочку в течение нескольких лет.
Также необходимо предусмотреть использование механизма «бери - или - плати» в случае неисполнения заявленных объемов потребления газа.
Мы также считаем необходимым учитывать выполнение обязательств, предусмотренных соответствующими программами развития газификации и газоснабжения, при оценке эффективности деятельности глав субъектов РФ.
3. Систематическое нарушение платежной дисциплины потребителями природного газа, включая предприятия, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований.
Общая сумма задолженности на сегодня значительная, составляет 217 млрд рублей.
В целях укреплениях платежной дисциплины по инициативе Министерства энергетики в конце 2016 г был принят федеральный закон об укреплении платежной дисциплины, который предусматривает повышение финансовой ответственности потребителей, предоставление финансовых гарантий, ужесточение административной ответственности. Сейчас ведется активная работа по подготовке подзаконных актов, в 2016 г они должны быть приняты.
Уважаемые коллеги! В заключение хотел бы отметить, что предложенные дополнительные меры позволят повысить ответственность участников газификации в РФ, создать необходимые, в первую очередь экономические, условия для привлечения частных инвестиций в газификацию, что позволит повысить темпы газификации в РФ.
Эти предложения нашли отражение в проекте протокольного решения, прошу поддержать.