27 октября 2015 г В. Путин в Кремле провел заседание Комиссии при Президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности.
Подняв вопросы пути адаптации российского ТЭК к новым экономическим условиям, перспектив реализации ряда инвестиционных проектов и мер по снижению зависимости от импорта оборудования в отрасли, В.Путин выступил с докладом.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня обсудим текущее состояние отечественного ТЭКа.
Речь пойдет о нефтяной, газовой и угольной отраслях промышленности РФ.
Вопросы электроэнергетики заслуживают отдельного рассмотрения в рамках одного из предстоящих заседаний Президентской комиссии по ТЭК.
За последние годы российский ТЭК, его базовые отрасли промышленности набрали хороший темп благодаря решениям, которые принимались нами в предыдущие годы.
Это льготы при разработке месторождений Восточной Сибири и континентального шельфа, стимулирование глубокой нефтепереработки и выпуска качественного моторного топлива.
Эти меры позволили сделать уникальные открытия новых запасов, в тч на российском арктическом шельфе, нарастить добычу нефти, увеличить объем инвестиций в глубокую нефтепереработку и в целом задать позитивную динамику качественных изменений в ТЭКе.
В 2014 г на российской арктическом шельфе была открыта Карская газоносная провинция, ее общая ресурсная база составляет примерно 87 млрд баррелей нефти.
Сегодня Россия - среди мировых лидеров по добыче нефти и газа.
В 2014 г в России было добыто 527 млн т нефти.
Это чуть меньше, чем Саудовская Аравия, и чуть больше, чем США: соответственно у Саудовской Аравии - 12,9 %, у США - 12,3 %.
Объем добычи природного газа в России в 2014 г составил 578 млрд м3.
Реализуются крупные проекты по наращиванию экспортного потенциала страны.
В российском ТЭКе активно внедряются новые ресурсосберегающие, экологичные технологии.
Более рационально используется попутный нефтяной газ (ПНГ).
За 1е полугодие 2015 г использование ПНГ составило 86,5 %, по сравнению с 2012 г - рост на 10,3 %.
Не такими темпами, как хотелось бы, тем не менее мы задачу утилизации ПНГ, все‑таки решаем.
На сегодняшний день более 40 % капиталовложений в РФ приходится на долю ТЭК.
Нужно сохранить положительную инвестиционную динамику в нефтегазовой отрасли промышленности РФ.
Инвестиции ТЭКа оказывают позитивное влияние на всю экономику страны: это дополнительные рабочие места, заказы для смежных отраслей.
Конъюнктура мировых рынков энергоносителей, конечно, не отличается стабильностью.
По сравнению с серединой 2014 г цены на нефть опустились более чем на 50 %.
Вслед за ними снижаются и цены на газ - примерно на 20 % по итогам 1го полугодие 2015 г.
Продолжается многолетнее падение мировых цен на уголь: с максимума в 2011 г цены опустились в среднем на 50 %.
В итоге в условиях кризиса глобального энергетического сектора международные компании вынуждены сокращать инвестиции в сложные низкодоходные проекты, то есть в те проекты, реализация которых была возможна при более высоких ценах на углеводороды.
Сокращение мировых инвестиций в нефтегазовом секторе в 2015 г может составить 300 млрд долл США.
За предыдущие 5 лет общий убыток производителей трудноизвлекаемой (ТРИЗ) сланцевой нефти в США составил примерно 150 млрд долл США, а за 1е полугодие 2015 г их убыток составил уже 62 млрд долл США.
Понятно, что это не первый и не последний кризис на мировом рынке.
Сегодня ключевым является вопрос финансового обеспечения инвестпрограмм ТЭКа с тем, чтобы он продолжил играть роль одного из локомотивов экономики РФ в целом.
Важно не потерять горизонт развития, не допустить инвестиционной паузы.
Нужно обеспечить выполнение долгосрочных стратегических задач, стоящих перед нефтегазом, и при необходимости скорректировать проект энергетической стратегии России, а также генеральные схемы развития нефтяной и газовой отраслей промышленности, программу развития угольной промышленности.
Подготовленный проект энергетической стратегии предусматривает значительный рост инвестиций в ТЭК.
Просил бы максимально ответственно подойти к этому вопросу, обозначить источники финансирования инвестпрограмм, определить меры по их обеспечению.
Инвестиционные циклы в ТЭКе достаточно длительные. Решения, принимаемые сегодня, дадут 1е результаты минимум через 5-7 лет.
На какие вещи считаю необходимым обратить внимание в первую очередь?
1.Необходимо обеспечить стыковку инфраструктурных проектов с участием государства и инвестиционных программ энергетических компаний, сконцентрировать на них кадровые и финансовые ресурсы.
2. ТЭК традиционно играет ведущую роль в формировании доходной части федерального бюджета. Нужно предельно аккуратно оценивать эффективность принимаемых решений по налоговой нагрузке на нефтегаз. Дополнительные изъятия из отрасли не должны приводить к сокращению инвестпрограмм энергетических компаний и оказывать негативный мультипликативный эффекта на смежные отрасли промышленности.
Соглашаюсь отчасти с Минфином, но нужно постоянно мониторить ситуацию, которая складывается в ТЭК.
Давайте на одном из будущих заседаний Комиссии после мониторинга этой ситуации вернемся к этому вопросу.
3. Нужно повысить уровень локализации технологий и оборудования, которые необходимы российским компаниям и востребованы отечественными заказчиками.
Важно соблюдать параметр «цена - качество» и нужно повысить прозрачность таких заказов всеми недропользователями вне зависимости от структуры акционерного капитала.
Просил бы сегодня доложить, что сделано в этом направлении.
Важную роль в развитии импортозамещения оборудования для ТЭКа должны сыграть соответствующие финансовые механизмы, в тч связанные кредиты, лизинг, субсидирование % ставки для производителей оборудования.
Прошу участников совещания высказать свои соображения по работе этих инструментов.
5. Необходимо продолжить нашу работу по диверсификации экспорта российских энергоресурсов. Важно не только удерживать позиции в традиционных регионах присутствия, но и выходить на новые рынки, уметь гибко реагировать на смену трендов.
В последние годы точки роста перемещаются в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Это устойчивая тенденция.
Государства АТР становятся основными потребителями углеводородного сырья. Это касается и рынка сжиженного природного газа (СПГ).
Россия имеет возможности нарастить свою долю на рынке СПГ, и намеченные масштабные проекты в сфере СПГ должны быть реализованы.
5. Необходимо продолжить работу по совершенствованию биржевых механизмов в торговле нефтью, нефтепродуктами и газом.
В 2014 г назад в рамках исполнения решений нашей Комиссии была запущена торговля природным газом на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. За это время объем торгов составил 6,8 млрд м3.
С развитием биржевой торговли необходимо формировать независимые национальные ценовые индикаторы на основные виды топливно-энергетических товаров.
6. Принципиально важный вопрос как для развития ТЭКа - прекращение практики использования иностранной валюты во внутренних расчетах.
В России законом запрещены такие расчеты, а что на практике происходит?
Тарифы на перевалку н/продуктов и нефти в российских портах: Новороссийск, Тамань, Усть-Луга, Козьмино, Приморск и други[ - или напрямую устанавливаются в долларах США, либо номинируются в долларах США в системе онлайн практически в режиме реального времени.
Это прямо противоречит действующему законодательству.
Куда контролирующие органы смотрят?
Нужно начать серьезную проработку комплексного вопроса усиления роли рубля в расчетах, в тч за продукцию российского ТЭКа.
Шире использовать национальные валюты в операциях с теми странами, с которыми мы ведем активную торговлю.
Мы на межгосударственном уровне с коллегами об этом постоянно ведем дискуссию, и нужно стремиться к тому, чтобы переходить на такие расчеты.
Нужно делать это аккуратно, с тем чтобы участники экономической деятельности не страдали, а, наоборот, получали бы выгоды.
7. Следует планомерно улучшать конкурентную среду на нашем внутреннем рынке, прежде всего речь идет о рынке н/продуктов.
Нужно пресекать производство и торговлю контрафактной продукцией. Ее распространение не только наносит ущерб компаниям, которые вложили серьезные средства в модернизацию, выпуск качественного топлива, но это же обман населения, прямой обман потребителя.
Сегодня рассмотрим вопрос о действии единых требований для всех производителей н/продуктов.
В заключение предлагаю на очередном заседании комиссии по ТЭК отдельно рассмотреть вопрос о контроле за исполнением ранее принятых решений и данных поручений.