Накануне визита в Египет 9-10 февраля 2015 г В. Путин дал интервью ежедневной газете Аль-Ахрам.
Интервью опубликовано 9 февраля 2015 г
Как Вы оцениваете состояние 2-сторонних отношений между Россией и Египтом на современном этапе после революционных событий 2011-2013 гг? Какими Вы видите их перспективы, особенно в свете итогов визита Президента Арабской Республики Египет А.Сиси в Россию в августе 2014 г?
В.Путин: Египет - давний и надежный партнер России. История современных дипломатических отношений между 2мя государствами, начавшаяся в 1943 г, богата самыми разными яркими событиями. За прошедшие 7 с лишним 10-летий как в наших странах, так и на международной арене произошло много перемен. Однако неизменным осталось стремление действовать сообща в интересах развития России и Египта, обеспечения международной и региональной безопасности.
При активной поддержке Советского Союза были созданы ключевые объекты экономической инфраструктуры Египта. Это и Асуанская плотина, и такие крупные предприятия, как металлургический комбинат в Хелуане, алюминиевый завод в Наг-Хаммади. Рады тому, что эти индустриальные комплексы продолжают эффективно работать и приносить пользу дружественному нам государству.
Что касается событий 2011-2013 гг, то мы приветствуем усилия египетского руководства и народа, нацеленные на укрепление внутренней стабильности, совершенствование политической системы, модернизацию экономики. С уважением отнеслись к волеизъявлению египтян в ходе плебисцита по проекту новой конституции и выборов главы государства.
Несмотря на сложности, через которые пришлось пройти Египту в последние годы, наши страны смогли сохранить многоплановый и широкоформатный характер 2-стороннего диалога. Это подтвердила и наша встреча с Президентом А.Сиси в г Сочи 12 августа 2014 г. Она была продуктивной и полезной. Было зафиксировано, что у России и Египта - общий настрой на дальнейшее расширение отношений дружбы и равноправного сотрудничества.
Российско-египетские связи развиваются динамично. За последнее время вырос объем 2-сторонней торговли - в 2014 г он увеличился почти на 50 по сравнению с 2013 г и составил более 4,5 млрд долл. Эту тенденцию нужно укреплять. Видим большой потенциал для выхода на еще более впечатляющие результаты.
Мы выстроили взаимовыгодную и эффективную кооперацию в области сельского хозяйства. Египет - крупнейший покупатель российской пшеницы, Россия обеспечивает около 40 % потребляемого в стране зерна, в свою очередь импортируем фрукты и овощи.
К египетскому рынку проявляют интерес многие российские компании, представляющие в том числе топливно-энергетический комплекс, химическую промышленность, автомобилестроение. Видим большие перспективы в области высоких технологий, в частности в сферах атомной энергетики, космоса и в совместном использовании российской системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Египет - это и одно из популярных мест отдыха российских граждан. По итогам 2014 г мы вышли на рекордные показатели: египетские курорты посетило более 3 млн наших туристов, что почти на 50 % превышает цифры 2013 г. Россия высоко ценит египетское гостеприимство и предпринимаемые меры по обеспечению безопасности наших туристов на курортах Красного моря.
Убежден, что многоплановый диалог между Россией и Египтом будет и далее углубляться и расширяться на благо народов наших государств, в интересах мира и стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Как Вы могли бы прокомментировать активно обсуждаемую сейчас в Египте идею организации расчетов в 2-сторонней торговле в национальных валютах, то есть в рублях и египетских фунтах, минуя доллар?
В.Путин: Эта тема сейчас на слуху, прежде всего в связи со скорым началом туристического сезона в Египте. Распространение расчетов в национальных валютах будет способствовать формированию более благоприятных условий для миллионов российских граждан, ежегодно отдыхающих в вашей стране.
Такой шаг откроет новые перспективы для торгового и инвестиционного взаимодействия между нашими странами, снизит его зависимость от конъюнктуры на мировых рынках.
Закономерно, что деловые круги 2х государств заговорили о целесообразности перехода в 2-сторонних расчетах на национальные валюты.
Россия уже использует национальные валюты в торговле с рядом государств СНГ, Китаем. Эта практика себя оправдывает, мы готовы ее применять и в отношениях с Египтом. Вопрос сейчас предметно обсуждается на уровне профильных ведомств обеих сторон.
Какие Вы видите возможности для взаимодействия России и Египта в контексте скорейшего политического урегулирования сирийского кризиса?
В.Путин: Подходы России и Египта к ситуации в Сирии близки. Наши государства выступают в поддержку единства и суверенитета Сирии, заявляют об отсутствии альтернативы политико-дипломатическому урегулированию. У нас схожее видение 1-очередных шагов по разрешению сирийского кризиса. Это- запуск межсирийского диалога без предварительных условий и внешнего вмешательства, на основе принципов Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г.
В г Каире проходят встречи сирийской оппозиции с целью выработки общей платформы, с которой она могла бы выступить на переговорах с правительством Сирии. В г Москве недавно состоялась консультативная встреча представителей различных сирийских оппозиционных групп, гражданского общества и делегации официального Дамаска.
Усилия России и работа египетских партнеров дополняют друг друга, нацелены на преодоление застоя в политическом урегулировании сирийского кризиса. Призваны помочь наладить диалог между правительством Сирии и его политическими оппонентами, чтобы они сами нашли взаимоприемлемые компромиссы и развязки.
Подробно говорили об этом с Президентом А.Сиси на встрече в г Сочи в 2014 г, предметно обсудим эту тему и сейчас в г Каире. В плотном контакте находятся и внешнеполитические ведомства наших стран.
В последние месяцы наблюдается серьезное обострение ситуации на палестинских территориях. Что Россия делает для деэскалации напряженности и урегулирования палестинской проблемы?
В.Путин: После неудачного завершения в апреле 2014 г 9-месячного раунда палестино-израильских переговоров, проводившихся под эгидой США, отношения между сторонами заметно ухудшились. Летом 2014 г вспыхнул кровопролитный конфликт между Израилем и сектором Газа. Осенью начались волнения в г Иерусалиме, вызванные в том числе противоречиями на религиозной почве. Параллельно Израиль развил поселенческую активность. В комплексе это привело к осложнению ситуации на всем Ближнем Востоке и чревато дальнейшим усилением напряженности.
В этих условиях палестинцы, видимо, разуверились в возможности достижения компромисса с израильским правительством. И обратились в Совет Безопасности ООН с проектом резолюции о параметрах мирного урегулирования. Россия наряду с некоторыми другими членами СБ ООН проголосовала в поддержку этого документа. Однако он не набрал необходимого большинства голосов.
Неутихающий конфликт не может не беспокоить нас. Мы находимся в регулярном контакте с руководством Палестины и Израиля. Призываем обе стороны идти навстречу друг другу, искать точки соприкосновения, с тем чтобы нормализовать обстановку. Будем проводить эту линию и впредь - как по 2-сторонним каналам, так и на различных международных площадках. В 1ю очередь в формате ближневосточного «квартета» международных посредников, деятельность которого необходимо активизировать. Также считаем важным обеспечить тесную координацию усилий «четверки» с Египтом, другими арабскими странами.
Что делает Россия для урегулирования проблемы, связанной с Иранской ядерной программой?
В.Путин: Россия вносит весомый вклад в урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы. В основе нашей позиции лежит убеждение, что Иран имеет право на мирную ядерную деятельность, включая обогащение урана - разумеется, под контролем МАГАТЭ.
Было непросто убедить наших партнеров по «шестерке» согласиться с таким подходом. Сначала мы приглашали все вовлеченные стороны сесть за стол переговоров, начать серьезный разговор о путях решения данной проблемы. Убеждали, что альтернативы политико-дипломатическому урегулированию не существует. Затем выдвинули концептуальную основу для движения по этому пути - принципы поэтапности и взаимности. И такой подход был поддержан всеми участниками процесса.
Сейчас переговоры идут полным ходом. Достигнут прогресс. Пока не удалось выработать окончательного решения в отношении иранской ядерной программы и перспектив прекращения действия санкций.
Работа в этом направлении будет продолжена. Главное, чтобы никто не стремился извлечь 1-стороннюю выгоду, не старался выторговать больше, чем необходимо для сбалансированного и справедливого решения этого непростого вопроса.
Террористическая угроза, в частности исходящая от ИГИЛ, - один из наиболее опасных вызовов, с которыми сталкиваются сегодня страны Ближнего Востока и все международное сообщество. Как Вы видите перспективы сотрудничества России и Египта в противодействии этой угрозе?
В.Путин: Вызов, брошенный мировому сообществу со стороны террористической группировки «Исламское государство», беспрецедентен. Террористы пытаются установить контроль над огромной частью иракской и сирийской территории с населением почти 10 млн человек. И уже угрожают странам, находящимся далеко за пределами ближневосточного региона. Мы наблюдали это во Франции, Австралии, Канаде.
То, что сегодня происходит в Сирии и Ираке, - это результат грубого безответственного внешнего вмешательства в дела региона, применения односторонних силовых акций и двойных стандартов, деления террористов на «хороших» и «плохих».
Вынуждены констатировать, что действия, которые сегодня предпринимаются участниками антитеррористической коалиции, их стратегия и тактика не соответствуют масштабу и характеру существующей угрозы. Одними воздушными ударами с ней не справиться. К тому же такие действия нелегитимны, т.к. осуществляются без прямой санкции Совета Безопасности ООН, а в некоторых случаях и без согласия государств, по территории которых ведутся бомбардировки. Если в Ираке борьба с терроризмом идет при сотрудничестве с официальным Багдадом, то в Сирии коалиция отказывается взаимодействовать с законными властями.
Россия выступает за консолидацию усилий мирового сообщества по борьбе с терроризмом на основе международного права, уважения суверенитета и территориальной целостности всех государств. Заинтересованы в развитии сотрудничества в этой сфере с дружественным Египтом и на 2-сторонней основе, и в международном формате. Тем более, что наши государства не раз становились мишенью террористических атак.
Как Вы оцениваете ситуацию на Украине и вокруг нее? Каким Вам видится оптимальный выход из украинского кризиса?
В.Путин: Украинский кризис возник не по российской вине. Он стал следствием попыток США и их западных союзников - которые посчитали себя «победителями» в «холодной войне» - навязывать повсюду свою волю. Пустыми словами оказались обещания Североатлантического альянса (данные еще советскому руководству) о нерасширении на восток. Мы видели, как натовская инфраструктура все ближе перемещается к российским границам, как игнорируются интересы России.
В рамках программы ЕС «Восточное партнерство» были предприняты попытки оторвать ряд государств бывшего Советского Союза от России, поставить их перед искусственным выбором «с Россией или с Европой». Кульминацией этих негативных тенденций стал украинский кризис. Мы предупреждали США и их западных партнеров о пагубных последствиях вмешательства во внутренние дела Украины. Но к нашему мнению не прислушались.
В феврале 2015 г США, ряд государств ЕС поддержали государственный переворот на Украине. Захватившие власть вооруженным путем ультранационалисты поставили страну на грань раскола, развязали братоубийственную войну.
Сегодня мы видим, как активно поддерживаемая извне «партия войны» в Киеве продолжает попытки столкнуть украинский народ в бездну национальной катастрофы. Резко обострилась обстановка на Донбассе. Украинские силовики возобновили обстрелы Донецка, Луганска, других населенных пунктов региона. Наращивают там свое военное присутствие. В стране объявлена новая волна массовой мобилизации, звучат призывы «взять реванш» за летние «военные неудачи», принудительно «украинизировать Донбасс».
Украина стремительно милитаризируется. Об этом можно судить по данным статистики: в 2014 г военный бюджет Украины вырос почти на 41 %. В 2015 г он, по предварительным данным, увеличится более чем в 3 раза и составит свыше 3 млрд долларов - порядка 5 % от ВВП страны. И это притом, что ее экономика находится в крайне плачевном состоянии и поддерживается в основном за счет международных, в тч российских, средств.
Нас это очень тревожит. Надеемся, что здравый смысл возобладает. Россия твердо выступает за всеобъемлющее и исключительно мирное урегулирование украинского кризиса на основе Минских договоренностей, которые были достигнуты во многом благодаря инициативе и усилиям российской стороны.
Важнейшим условием стабилизации ситуации является незамедлительное прекращение огня, так называемой антитеррористической, а по сути карательной операции на юго-востоке Украины. Попытки Киева оказывать экономическое давление на Донбасс, блокировать его жизнедеятельность лишь осложняют ситуацию. Это тупиковый путь, чреватый большой катастрофой.
Кризис будет продолжаться до тех пор, пока сами украинцы не договорятся между собой. Пока не будет покончено с разгулом радикализма и национализма, а общество - консолидировано вокруг позитивных ценностей и подлинных интересов Украины. Нужно, чтобы власти в Киеве услышали свой народ. Нашли общий язык и договорились со всеми политическими силами и регионами страны. Выработали бы формулу конституционного устройства государства, при которой было бы безопасно и комфортно жить всем гражданам, в полном объеме соблюдались бы права человека.
Надо сделать все, чтобы стороны конфликта сели за стол переговоров. В этой связи российская сторона выступает за налаживание устойчивых прямых контактов Киева с Донецком и Луганском, за продолжение работы в рамках контактной группы. Со своей стороны намерены этому активно содействовать.
Насколько сильно сказалось снижение мировых цен на нефть на состоянии экономики России? По Вашему мнению, каково будет воздействие этого явления на страны ближневосточного региона, мировую экономику в целом?
В.Путин: Россия - активный участник мировых экономических отношений. На российской экономике сказываются резкие колебания глобальной конъюнктуры, особенно такие, как 2-кратное падение цен на нефть. Для России, как одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира, это означает определенные проблемы, связанные с наполнением бюджета, вкладом государственных расходов в экономический рост и реализацией инвестиционных программ нефтяных компаний.
Вместе с тем отмечу, что с такими проблемами мы сталкиваемся не впервые. У нас имеется опыт прохождения предыдущего кризиса 2008-2009 гг. Как и тогда, у России накоплены значительные резервы, которые позволяют преодолевать действие негативных факторов.
Правительство приняло масштабный план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. В нем предусмотрена поддержка реального сектора экономики и системно значимых кредитных организаций, содействие занятости, а также малому и среднему бизнесу. Будем оптимизировать бюджетные расходы, денежно-кредитную политику.
Что касается ближневосточного региона, где нефтедобывающие страны традиционно играют заметную роль, то нынешние нефтяные котировки здесь также оказывают заметное негативное влияние. Бюджеты многих государств сверстаны исходя из более высоких, чем нынешние, цен на нефть. К тому же регион сталкивается с новыми вызовами, и адекватные ответы на них потребуют привлечения дополнительных ресурсов. Поэтому на Ближнем Востоке растет понимание того, что нужно стабилизировать нефтяной рынок, уравновесить спрос и предложение.
Ведь в чем главный риск снижения цен на нефть? В том, что нефтегазовая отрасль становится менее привлекательной для инвесторов. Они вынуждены отказываться от разработки технологически сложных месторождений, от проектов по совершенствованию инфраструктуры, и, таким образом, предложение нефти на рынке будет постепенно, но неизбежно сокращаться. Это значит, что в определенный момент может произойти мощная ценовая коррекция в обратную сторону, которая станет настоящим экономическим шоком. Такие потрясения не нужны ни производителям нефти, ни странам-потребителям, ни мировой экономике в целом.
Вновь подчеркну: предсказуемый и стабильный рынок энергоресурсов отвечает интересам всех государств. Поэтому в нынешних условиях необходимо объединить усилия ответственных участников мирового рынка нефти, для того чтобы создать условия для его уверенного долгосрочного развития.