Модернизация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
В соответствии с 4-сторонним соглашением, заключённым между ФАС России, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтяными компаниями, продолжается модернизация нефтеперерабатывающих производств. В 2013 г завершены работы по реконструкции и строительству 13 установок вторичной переработки нефти. Согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза с 1 января 2013 г на территории РФ запрещён к реализации автомобильный бензин экологического класса 2 и ниже и дизельное топливо экологического класса 2 и ниже, что позволило исключить из оборота некачественные моторные топлива.
За последние 3 года инвестиции в модернизацию превысили 540 млрд рублей, в том числе 269 млрд рублей в 2013 г, то есть 50% всех инвестиций за 3 года. Минэнерго России на основании имеющихся планов нефтяных компаний ожидает, что за 5 лет (2011-2015 годы) объём инвестиций составит около 1 трлн рублей, в том числе более 320 млрд рублей в 2014 г, что сопоставимо по масштабам с размерами Фонда национального благосостояния Российской Федерации. В результате глубина переработки нефти к 2015 г достигнет 72,6%.
Либерализация экспорта сжиженного природного газа (СПГ)
1 декабря 2013 г вступил в силу подготовленный Минэнерго России закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Помимо Газпрома право на экспорт СПГ получили компании с долей участия государства более 50%, разрабатывающие участки недр в границах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, а также компании, в лицензии на пользование недрами у которых на 1 января 2013 г предусмотрено строительство завода СПГ или направление добываемого газа на завод СПГ. Планируется, что благря либерализации законодательства к 2030 г рыночная доля России на мировом рынке достигнет 15%. В настоящее время доля России на мировом рынке СПГ составляет 4,6%.
Необходимость расширения субъектного состава экспортёров СПГ обусловлена трансформацией рынка углеводородного сырья, а также вовлечением в производство новых запасов, появление которых обусловлено новыми технологиями добычи.
Развитие технологий сжижения газа фактически превратит газовый рынок, существовавший в региональном разрезе (рынок газа Европы, Северной Америки, стран АТР) до начала 2000-х годов, в глобальный взаимосвязанный рынок.
Трудноизвлекаемые запасы нефти (ТРИЗ)
23 июля 2013 г Президентом Российской Федерации подписан закон о стимулировании разработки ТРИЗ, подготовленный Минэнерго РФ совместно с Минфином РФ.
Согласно документу ставки НДПИ дифференцируются в зависимости от показателей проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения и размера нефтенасыщенного пласта. Эта мера обеспечит поддержку добычи в уже освоенных регионах на старых месторождениях: в текущем налоговом режиме разработка залежей трудноизвлекаемой нефти, даже находящихся в рамках уже действующих месторождений, экономически нерентабельна (при цене в 100 долл США/ баррель маржа составляет -3 долл США/ барр, при этом в США +30 долл США/ барр). По экспертным оценкам, в разработку будет вовлечено порядка 2 млрд т запасов нефти, проведена дополнительная разведка и оценка ТРИЗ в объёме до 22 млрд т (тюменская, баженовская свиты, а также нефть с проницаемостью менее 2 миллидарси).
Также ожидается положительный бюджетный и мультипликативный эффект: за весь период разработки ТРИЗ в перспективе до 2032 г доход государства составит порядка 2 трлн рублей при дополнительной добыче порядка 326 млн т нефти.
НДПИ на газ
В федеральном законе «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» установлена формула для расчёта ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата и газа горючего природного. Новая формула НДПИ на газ вступит в силу с 1 июля 2014 г.
По сравнению с установленными специфическими ставками (700 руб/1000 м3 добытого газа горючего природного и 647 руб/ т добытого газового конденсата), введение формулы НДПИ на газ предполагает введение адвалорной ставки (изъятие части выручки). Это позволит более объективно учитывать экономику добычи газа, создаст стимулы для реализации новых проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, удовлетворит спрос на газ растущего рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, эта мера повысит инвестиционную привлекательность отрасли, установит понятные правила игры на внутреннем рынке.
Шельф
30 сентября 2013 г В.Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации». Закон вступил в силу с 1 января 2014 г.
Добыча углеводородов на российском шельфе будет играть важную роль в энергетическом балансе России, являясь необходимой мерой для замещения падения добычи на действующих месторождениях и сохранения позиций России в условиях роста внутреннего и внешнего спроса на нефть и газ. Так, на шельф приходится подавляющее большинство новых активов, созданных за последние 10 лет для целей разведки и разработки месторождений нефти и газа. Ресурсы нефти, газа и конденсата арктического континентального шельфа оцениваются в 83 млрд т условного топлива.
Доступность энергетической инфраструктуры
Для достижения заявленной цели Правительство Российской Федерации в 2012 г утвердило «дорожную карту» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» на срок до 2017 г.
В результате внесения изменений в законодательство в рамках выполнения мероприятий «дорожной карты» нормативными актами определено пять этапов, которые необходимо пройти потребителю от заключения договора на технологическое присоединение до составления актов о технологическом присоединении. Само присоединение к электрическим сетям должно быть выполнено за 135 дней, если не требуется развитие (реконструкция/строительство) существующих объектов электросетевого хозяйства, и 195, если развитие требуется.
Если сравнивать эти показатели с результатами предыдущего рейтинга Всемирного банка (Doing Business - 2013), то процесс присоединения с момента подачи заявки до момента подписания актов о технологическом присоединении стал короче на 4 процедуры и 116 дней. Стоимость подключения типового потребителя, то есть потребителя с характеристиками, принимаемыми при составлении рейтинга, например для Москвы, снизилась почти в 13 раз.
В последнем рейтинге Всемирного банка (Doing Business - 2014) Российская Федерация поднялась на 71 строчку и заняла 117 место.
На 2014 г намечена полная реализация «дорожной карты» и решение ряда системных задач, обеспечивающих опережающее развитие сетевой инфраструктуры.
Механизм «последней мили»
Поступательное упразднение механизма «последней мили», предусматривающего, что часть расходов сетевой компании по электроснабжению населения перекладывается на крупный бизнес, позволит приблизиться к решению проблемы перекрёстного субсидирования.
С 1 января 2014 г в рамках принятого в ноябре 2013 г федерального закона №308-ФЗ отменяется действие «последней мили» во всех субъектах РФ, за исключением 20 регионов, где указанная проблема стоит наиболее остро. В них действие «последней мили» продлевается на три с половиной г (16 регионов) и на 15 лет (4 региона Сибири и Дальнего Востока). Федеральный закон также обязывает Правительство РФ установить порядок определения, расчёта и распределения величины перекрёстного субсидирования, график её поэтапного снижения. В настоящее время предложения федеральных органов исполнительной власти по данному вопросу рассматриваются в Правительстве РФ, в том числе в рамках обсуждения долгосрочной ценовой (тарифной) политики в энергетике.
Одновременно реализуется комплекс мер, направленных на снижение перекрёстного субсидирования и сглаживание негативных последствий от прекращения действия «последней мили». Прежде всего это повышение операционной и инвестиционной эффективности отрасли, введение социальной нормы электропотребления для населения, ограничение деятельности неквалифицированных территориальных сетевых организаций, повышение платёжной дисциплины.
Комплексный подход позволит не только повысить эффективность отрасли, но и ограничит рост цен (тарифов) для потребителей при сохранении требуемого уровня надёжности и качества энергоснабжения.
Программа повышения энергоэффективности
В 2013 г была утверждена государственная программа РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики», определившая целевые ориентиры и мероприятия в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения. Также были внесены существенные изменения в федеральный закон «Об энергосбережении».
В результате реализации мероприятий программы удалось добиться снижения энергоёмкости ВВП на 5% (общее снижение по экономике - 7,9%) по отношению к 2010 г. Кроме того, доля отпуска электроэнергии по приборам учёта увеличилась до 99,2%, доля отпуска тепла по приборам учёта - до 61,5% (до 94,3% для учреждений бюджетной сферы), доля попутного нефтяного газа (ПНГ), сжигаемого в факелах, снизилась до 18,8%. По электроэнергетической отрасли в целом уровень фактического удельного расхода условного топлива на отпуск электрической энергии, достигнутый в 2013 г, составил 323,3 грамма условного топлива/киловатт-час, что на 11 граммов (или 3,4%) меньше уровня 2010 г. Столь значительное снижение удельных топливных затрат является показателем улучшения энергоэффективности генерирующего оборудования электроэнергетики, а также является значимым фактором при сдерживании топливной составляющей себестоимости производства электрической энергии. К 2020 г планируется снижение энергоёмкости ВВП России на 40% по отношению к уровню 2008 г. Эффект заметен уже сейчас: за время реализации программы энергоёмкость ВВП России сократилась на 10%, были инициированы программы повышения энергоэффективности в большей части субъектов Российской Федерации.
Сочинская энергосистема
В 2007 г, когда было принято решение о месте проведения Олимпийских игр, г Сочи практически не имел собственной генерации. Сочинской ТЭС мощностью 90 МВт, Кранополянской ГЭС (28 МВт) и ТЭЦ Туапсинского НПЗ, которая работала с малой эффективностью, явно не хватало даже самим жителям региона. Мощность генерации составляла всего около 140 МВт (при потреблении в 200-250 МВт), а из-за изношенной сетевой составляющей город несколько раз надолго оставался без электричества.
Для обеспечения надёжного электроснабжения потребителей Сочинского энергорайона было принято решение о строительстве в регионе собственной генерации, причём не стоял вопрос о разделении на генерацию для олимпийских объектов и для города г Сочи - реорганизовывалась вся энергосистема.
В рамках исполнения Программы строительства олимпийских объектов было выполнено в полном объёме строительство/реконструкция 49 объектов энергетики, в частности обеспечено:
- строительство двух новых электростанций (Адлерская ТЭС (351 МВт) и Джубгинская ТЭС (180 МВт));
- расширение двух действующих станций (Сочинская ТЭС (158 МВт) и ТЭС Туапсинского НПЗ (132,7 МВт, в том числе резервная мощность));
- установка мобильных ГТЭС (202,5 МВт);
- строительство и реконструкция 22 кабельных и воздушных линий электропередачи 10, 110 и 220 кВ;
- строительство 20 подстанций 10, 110 и 220 кВ;
- реконструкция распределительной городской электрической сети;
- строительство производственной базы обслуживания электросетей и подстанций.
К моменту проведения Олимпийских игр 49 объектов энергетики были введены в эксплуатацию и укомплектованы необходимым обслуживающим персоналом.
К началу Олимпиады было обеспечено покрытие нагрузок в размере 1099,15 МВт.
Благря реконструкции существующих и строительству дополнительных связей Сочинского энергорайона с Кубанской энергосистемой максимальная величина перетока по линиям 110-220 кВ из Кубанской энергосистемы достигла уровня 660 МВт.
Для обеспечения надёжного энергоснабжения г Сочи были отремонтированы и построены новые подстанции классом напряжения 110 кВ, обеспечившие необходимую трансформаторную мощность. В результате суммарная трансформаторная мощность подстанций увеличилась более чем в 2 раза, с 1637,78 MBА до 3511,05 MBА.
Также была осуществлена модернизация электросетевого хозяйства:
- проложено 211 км линий электропередачи напряжением 220 кВ;
- проложено 244 км линий электропередачи напряжением 110 кВ;
- впервые в России обеспечена прокладка кабельных линий электропередачи в условиях высокогорья (перепады высот от 880 м до 1100 м над уровнем моря);
- протяжённость заменённых линий городской распределительной сети составляет более 900 км;
- построено и реконструировано более 500 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.
Минэнерго также была организована работа по сокращению в г Сочи количества аварий и времени проведения аварийно-восстановительных работ на объектах электроэнергетики г Сочинского энергорайона.
Автор: Минэнерго