История компании BP началась в 1908 г, когда после долгих и изнурительных поисков в Персии была обнаружена нефть. Это открытие положило основание «Англо-персидской нефтяной компании», которая позднее была преобразована в BP. В прессе активно обсуждали потенциал новой компании, и когда ее акции начали котироваться на биржах гг. Лондона и Глазго, люди выстраивались в очереди, чтобы приобрести акции.
Несмотря на многообещающий старт, в 1914 г. «Англо-персидская нефтяная компания» оказалась на грани банкротства. Обладая значительными запасами нефти, компания испытывала сложности со сбытом: автомобили в то время считались роскошью, рынок топлива находился в зачаточном состоянии, а рынок индустриальных масел был уже поделен между европейскими и американскими компаниями.
На этом этапе огромную роль в судьбе компании сыграл Уинстон Черчилль, считавший нефть стратегически важным ресурсом, необходимым для сохранения экономической мощи Великобритании. Черчилль убедил Кабинет министров в том, что в целях обеспечения доступа к надежным запасам нефти при разумном уровне цен правительство должно стать владельцем или, во всяком случае, контролировать источники значительной части необходимой нефти. Было решено, что само правительство станет акционером «Англо-персидской компании», которая будет выступать в качестве защитника национальных интересов Великобритании на мировом нефтяном рынке.
Государственные инвестиции помогли компании преодолеть финансовый кризис.
Первая мировая война ознаменовала новую страницу в истории «Англо-персидской компании». Глава компании Чарльз Гринуэй преследовал определенную цель: превратить предприятие из поставщика сырой нефти в нефтяную компанию полного цикла. В разгар войны Гринуэй уже смог подготовить компанию к послевоенной конкуренции. В 1917 году он приобрел у британского правительства одну из крупнейших в Соединенном Королевстве сетей сбыта топлива - компанию «Бритиш Петролеум». Вопреки названию, она принадлежала «Дойче Банку», который в Англии продавал через нее свою нефть из Румынии. Когда началась война, британское правительство взяло на себя управление этой германской собственностью. С приобретением «Бритиш Петролеум» «Англо-персидская компания» получила не только передовую систему сбыта, но и торговое наименование. Компания развивала и свой танкерный флот.
Эти действия изменили структуру бизнеса компании. До 1916-1917 годов более 80% ее активов приходилось на месторождения в Персии, а уже в следующем финансовом году половину основного капитала составляли танкеры и система дистрибьюции. Компания действительно стала комплексной.
Грандиозное нашествие автомобилей в 20-30-е годы ХХ века целиком и полностью изменило облик Америки и Европы. «Автомобильная революция» явилась причиной расцвета «Англо-персидской компании». По всему Туманному Альбиону, как грибы после дождя, появлялись придорожные бензоколонки с вывесками, изображающими логотип BP на фоне британского флага. Если в 1921 году таких бензоколонок было 69, то к 1925-му их количество достигло 6 000.
В 1935 году Персия изменила название на Иран, после чего компания стала называться «Англо-иранской».
Но все хорошее когда-нибудь кончается. Все изменилось осенью 1939 года, когда Великобритания вступила во Вторую мировую войну. Правительство пришло к выводу, что в условиях войны всякая конкуренция должна быть исключена, поэтому вся британская нефтепромышленность будет функционировать в рамках одного гигантского концерна под эгидой государства. В этот концерн вошла и «Англо-иранская компания». Весь бензин, производимый концерном, продавался под названием Pool. Национальные интересы возобладали над интересами бизнеса, и рост продаж BP в континентальной Европе резко сократился.
В период послевоенного восстановления Европы дела в «Англо-иранской компании» пошли на поправку: она вложила средства в заводы во Франции, Германии и Италии, расширила влияние в Скандинавии, Швейцарии и Греции.
Но хрупкое равновесие в мире вскоре дало трещину из-за кризиса на Ближнем Востоке. В Иране усилились антибританские настроения. В 1951 году премьер-министр Ирана убедил парламент национализировать нефтяную промышленность, после чего нефтеперерабатывающий завод «Англо-иранской компании» в Абадане был закрыт и английские сотрудники покинули Иран.
Этот путь оказался тупиковым для Ирана: многие страны бойкотировали поставки иранской нефти, и экономическая ситуация в стране только ухудшилась. В течение двух лет нефть не приносила дохода, инфляция была безудержной, положение страны стало намного хуже, чем до национализации нефтяной промышленности. Это привело к смещению премьер-министра и смене власти в 1952 году. Когда стороны вернулись за стол переговоров, было достигнуто соглашение о создании консорциума западных компаний с целью ведения бизнеса в Иране. Доля «Англо-иранской компании» составила 40%.
В 1954 году решением совета директоров «Англо-иранская компания» была переименована в «Бритиш Петролеум» (British Petroleum Company, BP).
BP была преисполнена решимости сократить свою фактически полную зависимость от Ближнего Востока. Было принято стратегически важное решение искать нефть в других регионах, в частности в Западном полушарии.
Для ослабления зависимости BP от Ближнего Востока компания «Синклер ойл» предложила ей совместное ведение разведки на Аляске. После дорогостоящего бурения на арктической прибрежной впадине Норт-Слоуп шести скважин, оказавшихся сухими, обе компании были готовы приостановить работы. Однако после того как компании «Арко» и «Хамбл ойл» обнаружили крупное месторождение в Прадхо-Бей, BP продолжила работа на Аляске.
В 1987 году правительство Великобритании продало последний пакет акций BP. Став полностью частной компанией, ВР занялась оптимизацией бизнеса и избавилась от непрофильных активов, сконцентрировавшись на своем основном бизнесе - геологоразведке и добыче нефти и газа, нефтепереработке, транспортировке и продаже топлива.
В конце 1990-х годов жесткая конкуренция в энергетическом секторе положила начало волне слияний и поглощений. В состав BP вошли компании Amoco, ARCO, Castrol и Aral.
На пороге нового тысячелетия человечество оказалось перед лицом новых вызовов: ученые доказали, что изменение климата представляет серьезную угрозу для будущего планеты.
В 1997 году исполнительный директор ВР Джон Браун заявил о том, что компания должна найти компромисс между дальнейшим развитием и необходимостью защищать окружающую среду. Лорд Браун стал первым руководителем крупной энергетической компании, признавшим, что глобальное потепление представляет собой угрозу глобального масштаба, и заявившим, что его компания обязана участвовать в решении данной проблемы.
В начале XXI века компания BP стала уделять особое внимание альтернативной энергетике и вопросу снижения уровня выбросов в атмосферу. BP стала инициатором кампаний «За чистый город», проводимых по всей Европе, развернула программу продажи квот на выбросы парниковых газов и расширила производство солнечной энергии. Было создано специальное подразделение, занимающееся альтернативной энергетикой, задачей которого стало расширение возможностей компании в выработке энергии солнца, ветра, а также водородной и газовой энергии. BP Solar является признанным мировым лидером в этой области.
В 2000 году по завершении периода слияний и поглощений BP объявила о запуске нового глобального бренда. Его символом стал логотип Helios в виде солнца с зелеными, желтыми и белыми лучами, символизирующий энергию в различных формах.
Новая торговая марка - это гораздо больше, чем просто логотип. По мнению ВР -это отражение философии компании позиционирования на рынке. Новый логотип отражает объединение внутри компании таких известных марок, как BP, Amoco, Arco, Castrol и является общим унифицированным символом компании в целом.
Особо отмечают в комании, что буквы логотипа стали прописными, что означает приерженность вр ко всему современному, передовому и дружелюбному.Да и аббревиатуру вр в компании стали понимать по другому. Теперь - это "Beyond petroleum" (буквальный перевод с английского - "больше, чем топливо") - это фраза, которую в компании часто используют, пытаясь передать дух и потенциал происходящих перемен. Смысл, который вр вкладывает в эту фразу, это устремление мыслить и действовать "за пределами" традиций и стандартов, не ограничиваясь рамками нефтяной компании, а превращая компанию в нечто значительно "большее" - компанию энергетическую!
За прошедшее столетие BP действительно превратилась в глобальную энергетическую компанию, которая развивается в двух направлениях: первое - добыча и переработка нефти, второе - выработка энергии из альтернативных источников. Сейчас компания BP является организацией, воплощающей энергию во всех видах.
В 2010 году у BP случилось тяжелое испытание.
20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе произошел взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon - авария, произошедшая и со временем переросшая в техногенную катастрофу сначала локального, затем регионального масштаба, с негативными последствиями для экосистемы региона на многие десятилетия вперёд.
Разлив в Мексиканском заливе стал одной из крупнейших техногенных катастроф в мировой истории по негативному влиянию на экологическую обстановку. На данный момент она признана самой крупной утечкой нефти в открытый океан в истории США, и, вероятно, в мировой истории.
Нефтяное пятно окружностью 965 километров приблизилось на расстояние примерно 34 километра к побережью штата Луизиана, создало угрозу пляжам и районам рыболовного промысла, которые играют важнейшую роль в экономике прибрежных штатов.
По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливалось до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн или 795 000 литров) нефти в сутки.
В результате разлива нефти оказались загрязнены более 171 мили побережья в штатах Луизиана, Миссисипи, Алабама, Флорида. Более 57000 кв. миль площади залива (около 24 % от площади, находящейся под юрисдикцией США) закрыты для ведения рыболовной деятельности. Огромный ущерб нанесён рыболовной и туристической деятельности в регионе.
Основные операции по устранению аварии выполнялись находящимися на месте аварии буровым судном Discoverer Enterprise и многоцелевой полупогружной платформой Q4000.
7 мая началась установка защитного купола на место аварийной нефтяной скважины.
9 мая образование газовых гидратов вынудило поднять защитный купол со дна.
К 16 мая удалось с помощью трубы длиной в одну милю наладить откачку нефти из скважины. Но это была временная мера, окончательные способы устранения течи еще не были разработаны. 28 мая предпринята попытка цементирования скважины, но уже 30 мая пришли сообщения, что это сделать не удалось.
3 июня с помощью дистанционно управляемых роботов удалось срезать деформированную часть буровой трубы и установить защитный купол. Однако это не помогло полностью остановить утечку нефти.
9 июня администрацией Президента Б.Обамы был выдвинут ультиматум компании BP, которой было предоставлено 72 часа на представление окончательного плана устранения последствий взрыва и прекращения выброса нефти.
В ночь на 12 июля BP установила новое защитное устройство (заглушку) весом 70 тонн. Предыдущую заглушку, которая не справлялась с удержанием нефти, сняли 10 июля, при этом в залив могло вылиться около 120 тысяч баррелей нефти.
British Petroleum возобновляет бурение в Мексиканском заливе спустя 1,5 года после величайшей в истории нефтяной аварии
Как переводится аббревиатура BP?