Каждый год в последний понедельник сентября многие страны мира отмечают Всемирный день моря. Этот праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1978 году.
Гром среди ясного неба.
К Всемирному дню моря, который выпадает в этом году на 27 сентября,
мировое сообщество подходит с новым экологическим вызовом.
Катастрофа нефтяной платформы в Мексиканском заливе поставила под
сомнение не только будущее компании «Бритиш Петролеум» (дальше ВР),
но и морскую нефтедобычу на континентальных шельфах.
Проблема эта, безусловно, глобальная, особенную актуальность она
имеет для стран, ведущих бурение на северном шельфе Каспийского
моря - России и Казахстана. Сегодня это один из перспективнейших
нефтеносных участков на планете, где работают десятки нефтяных
компаний. Однако в отличие от 1,5- километровых глубин
Мексиканского залива, дно, например, северо-восточного Каспия
(дельта реки Урал) скрыто всего 6-8-метровым слоем воды. Так что,
ущерб для хрупкой здешней экосистемы, случись что, будет тотальным
и плачевным.
Настоящий бум разведки и эксплуатации шельфовых месторождений мир
пережил, начиная с 1970-х годов. Именно разработка месторождений на
континентальном шельфе Северного моря дала мощнейший импульс
экономикам Великобритании, Норвегии, Нидерландов и позволила
развитым странам Запада частично избавиться от нарождающейся
зависимости от углеводородного импорта с Востока - из арабского
мира и СССР.
Кстати, в самом СССР эта практика не получила особенного
распространения. Попытки обнаружить новые месторождения на морском
шельфе Каспия закончились неудачно. Так, в 1983 году разведка,
которую в 60 километрах от казахстанского города Шевченко (ныне наш
Актау) вели азербайджанские буровики, завершилась попаданием в
газовый карман взрывом, пожаром и затоплением буровой платформы
стоимостью в 40 миллионов (!) рублей. В итоге все работы были
свернуты. Этому способствовал заповедный статус Северного Каспия,
где в дельте Волги и Урала располагаются уникальные природные
биогеоценозы, а также, безусловно, и без того огромные, уже
разведанные нефтяные запасы тогдашнего СССР.
После распада Советского Союза ситуация изменилась. Бывшие союзные
республики не устояли перед соблазном больших денег, которые сулила
морская нефтедобыча. Даже Россия решилась на бурение в уязвимых
экосистемах Северного Каспия. И Казахстан пошел на этот шаг потому,
что объемы добычи на доставшихся ему промыслах не соответствовали
его амбициям мирового экспортера нефти. Все на тот момент говорило,
что игра стоит свеч. И мощный экономический кризис, охвативший
бывшие союзные республики, и отсутствие крупных аварий в зарубежной
практике морской добычи, да и сам, собственно, опыт зарубежных
стран, получивших упомянутый сильнейший экономический импульс от
эксплуатации месторождений на шельфе.
…И вот теперь, как гром среди ясного неба, случилась эта
злосчастная катастрофа в Мексиканском заливе. Только из одной
аварийной скважины Макондо за 4 месяца в океан попало до 760 тысяч
тонн нефти. Уже сейчас ясно, что последствия аварии будут
беспрецедентными. Как для флоры и фауны, так и для самой компании,
которая вела бурение. Так, затраты компании на очистку вод и
берегов трех американских штатов, пострадавших от катастрофы:
Луизианы, Алабамы и Миссисипи - уже приближаются к миллиарду
долларов. Еще значительнее потери, так сказать репутационные - в
результате падения акций ВР «похудела» почти на 25 миллиардов своей
корпоративной стоимости. Эксперты считают, что если утечка нефти
продолжится еще несколько недель, то под вопрос будет поставлено
само будущее BP.
Еще одна затратная статья - на прошлой неделе ВР приняла решение
выделить полмиллиарда долларов на 10-летнюю программу изучения
последствий разлива нефти в Мексиканском заливе. Но к каким бы
выводам ни пришли ученые, думается, что не в расчете на их будущие
выводы: эту катастрофу уже сейчас называют крупнейшей в истории
нефтедобычи.
И какие бы технические причины аварии ни выявили сейчас инженеры,
главное ее следствие в том, что стало понятно: морская нефтедобыча
потенциально значительно опаснее для экологии, нежели добыча на
земле. Это вдруг стало всем очевидно…
Теперь вопрос в том, какие уроки мы извлечем на будущее. Будет ли
признано, что нынешнее научно-техническое развитие человечества
пока недостаточно, чтобы добиться приемлемого уровня безопасности
при добыче на шельфах? И, следовательно, будет ли введен какой-то
временный мораторий для подобных проектов? Или правительства
соответствующих стран потребуют от нефтяников дополнительного
финансирования на техническое усовершенствование подводного
бурения? А может, на порядок будет поднято предварительное
страхование таких проектов?..
До сих пор, к слову, нефтяные компании на это шли «со скрипом».
Так, в результате разведывательного бурения в казахстанском секторе
в 2000 году было найдено крупнейшее нефтяное месторождение Кашаган
в северо-восточном Каспии (38 миллиардов баррелей нефти), местные
экологи требовали, чтобы консорциум западных компаний,
осуществляющий проект, застраховал его на 50 миллиардов долларов.
Однако сумма, на которую согласились нефтяники, оказалась в 100 (!)
раз меньше.
Возможно, теперь, после подсчета ущерба от катастрофы в
Мексиканском заливе, что-то изменится. Тем более, повторимся, наша
зеница ока - мелководный Каспий - отнюдь не бездонная Атлантика!
Той утечки нефти, что случилась у берегов Америки, вполне хватило
бы, чтоб превратить уникальное озеро-море (достаточно вспомнить
осетровых, которых здесь обитает до 90% от мировых запасов) в
зловонную безжизненную лужу...
Спасти ситуацию в Каспии!
Полномасштабная коммерческая добыча здесь еще не началась. По
крайней мере, в Казахстане сроки ее начала перманентно
откладываются: сначала с 2005-го - на 2008 год, затем - на 2010-й,
последняя цифра - 2012-й (хотя некоторые эксперты и вовсе толкуют о
футуристических 2015-2017 годах). Но если прежде это и в обществе,
и у правительства вызывало лишь досаду, а порой и штрафные санкции,
то теперь, по идее, все должно быть наоборот. Чем больше и у
инженеров, и у ученых, и у чиновников будет времени до старта
проекта, тем больше шансов, что американский урок пойдет впрок.
Ясно, что судьба Каспия волнует все пять прикаспийских государств,
подписавших и ратифицировавших в ноябре 2003 года так называемую
Тегеранскую конвенцию. Цель этой Рамочной конвенции по защите
морской среды Каспийского моря - сохранение, восстановление,
устойчивое и рациональное использование его биологических
ресурсов.
Основную опасность для биоразнообразия Каспийского моря, конечно,
представляют морские нефтяные операции. Многие источники говорят:
уже сегодня в десятки раз сократились запасы осетровых в
северо-восточной части Каспия. С начала освоения месторождений
Тенгиз и Кашаган возникла угроза загрязнения Северного Каспия
неф-
тепродуктами А Северный Каспий - прекрасная биологическая зона для
развития морских промысловых рыб и птиц. По мнению специалистов,
выброс даже нескольких тонн нефти станет губительным для всей фауны
Северокаспийского бассейна.
- В этой связи до начала широкомасштабных нефтяных операций необходимо разработать комплекс обязательных требований для повышения защиты от негативных последствий реализации проектов. В число обязательных условий будет входить полный запрет сброса в море любых жидких или твердых отходов производства и потребления, за исключением морской воды, используемой на охлаждении силовых установок нефтепромыслового оборудования, - подчеркнул аким области Крымбек Кушербаев, недавно на заседании «круглого стола» с мажилисменами-экологами.
Аакиматом области проводится определенная
работа по защите и охране акватории Каспийского моря: в
соответствии с утвержденным проектом установлены водоохранные зоны
и полосы на побережье Каспийского моря, на участках городов Актау,
Форт-Шевченко, зоны отдыха Кендерли и с. Курык. На оставшиеся
участки с протяженностью 1086 км водоохранные зоны и полосы будут
устанавливаться в следующем году. В последние годы проводится
экологический мониторинг на шельфе и в прибрежной зоне Каспийского
моря с применением технологий космического дистанционного
зондирования, что позволяет контролировать экологическую ситуацию
75 процентов казахстанского сектора и прибрежной зоны Каспийского
моря. В ходе мониторинга систематически проводится анализ проб,
полученных почти на 100 станциях отбора. К примеру, в ходе
космического мониторинга в 2008 году обнаружено 282 вероятных
факела, а в 2009 году - уже 314. Материалы о нарушениях
своевременно передали в контролирующие органы, и нефтяные компании
в прошлом году в качестве штрафов заплатили в бюджет около 650 млн
тенге.
Каспий - это не шельф океанического моря и даже не Мексиканский
залив. Здесь абсолютное мелководье глубиной всего лишь от 3 до 8
метров. В связи с этим необходимо подчеркнуть особые обязательные
условия освоения шельфа Каспийского моря, несоблюдение которых
может серьезно повлиять на биоразнообразие моря и всю его
экосистему. На фоне социальных, экономических и геополитических
проблем вопросы экологической безопасности для Каспия являются
определяющими.
Для этого, предлагают экологи, до начала широкомасштабных нефтяных
операций необходимо провести работу по изоляции и ликвидации всех
оставшихся аварийных скважин, находящихся в зоне затопления и
подтопления в Мангистауской и Атырауской областях. Не мешало бы
полностью обследовать все 56 ранее затопленных плавсредств, в том
числе самоплавающую буровую установку имени «60 лет Азербайджана» и
российский танкер «Акуша», находящихся в мангистауской части
Каспийского моря, с последующей ликвидацией. Спасти Каспий может
тщательный контроль компаний, работающих на шельфе Каспийского
моря. Они должны использовать исключительно высокотехнологичное
оборудование, которое позволит значительно снизить попадание
нефтесодержащих жидкостей в морскую среду. Акимат области
предлагает дополнительную разработку комплекса обязательных
требований в целях повышения надежности защиты от негативных
последствий реализации проектов морской нефтедобычи.
По мнению экологов, необходимо срочно начать работы по
экологическому зонированию и районированию северной части водоема,
т.е. определению допустимой техногенной нагрузки на Каспий.
Естественно, должен быть наложен полный запрет на сброс в море
любых жидких или твердых отходов производства и потребления, за
исключением морской воды, используемой на охлаждение
нефтепромыслового оборудования и на сжигание нефти, полученной при
испытании скважин. При этом предлагается свести к минимуму
продолжительность испытания продуктивных пластов при проходке
скважин со сжиганием газа.
Экологи также едины во мнении, что нужно силами нефтяных компаний
организовать, как минимум, два центра по ликвидации нефтяных
разливов II уровня, в том числе и в Мангистауском регионе, и
систему безопасности движения нефтеналивных судов. Параллельно
нужно разработать несколько методик - по оценке ущерба окружающей
среде в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и
определения компенсационных платежей за ущерб биологическим
ресурсам в результате хозяйственной деятельности в акватории моря.
Спасти ситуацию существенно помогло бы создание
научно-исследовательского института по проблемам Каспия в Актау,
который одновременно являлся бы центром проведения государственного
комплексного мониторинга в казахстанском секторе Каспийского моря.
Чтобы знать виновных в возможной экокатастрофе, предлагается внести
изменения и дополнения в контрактные договора недропользователей,
обязующие их застраховать за счет собственных средств случаи
различных аварий, повлекших за собой загрязнение моря, например, во
время добычи и транспортировки углеводородного сырья. У наших
экологов еще есть два ценных предложения - разработать и принять с
целью поддержки экологической безопасности Закон РК об
ответственности за загрязнения нефтью Каспийского моря аналогичного
или близкого закону США от 1990 г. (Oil Pollution Act-90). И скорее
запустить бы казахстанский космический спутник Земли для ведения
постоянного контрольно-наблюдательного зондирования необходимых
объектов и для определения объемов распространения загрязнения
природной среды в оn-line режиме.
...У народа есть поверье, что моря иногда обижаются на людей и
исчезают. Но это поверье, мне кажется, уже становится явью - вот
несколько лет подряд в северной акватории Каспия происходит тихая
экологическая катастрофа: гибнут тюлени и птицы, сокращается
популяция рыб, в том числе осетровых. Несмотря на заверения
нефтяных компаний о своей непричастности, независимые местные
ученые и экологи считают, что гибель животных происходит из-за
регулярного загрязнения окружающей среды и промышленных работ на
шельфе Каспийского моря. Поэтому над тем, как «удержать»
единственное в Казахстане бесценное Каспийское море, лучшие умы
должны думать днем и ночью - без сна, без перерыва...
Что делать для спасения экологии Каспия?
Автор: Абу Мурат Базарханулы