Разлив нефти в Мексиканском заливе, случившийся в результате взрыва платформы BP, грозит стать крупнейшей экологической катастрофой в истории США. Напомним, что 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом, управляемая BP платформа Deepwater Horizon затонула у побережья штата Луизиана.
По данным BP в залив ежедневно выливается до 5 тысяч баррелей
нефти. Экологи называют цифру в два раза больше.
Ежедневно авария обрастает новыми подробностями работы на
платформе: "BP работала в Мексиканском заливе без необходимых для
этого разрешений. Национальное управление океанических и
атмосферных исследований предупреждало об опасности бурения в этом
районе и угрозе для окружающей среды".
"Причиной взрывов на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе, которые привели к ее затоплению и попаданию в воду большого количества нефти, стало решение компании BP ускорить работы по бурению".
Россия ведет активную работу по добыче нефти на шельфе, и нет уверенности в том, что подобная масштабная катастрофа не повторится в нашей акватории. Защищен ли законодательно российский шельф от опасности разлива нефти? Как минимизировать риск подобных аварий?
Для ответа на эти вопросы мы обратились к специалистам юридического
бюро «Падва и Эпштейн» и WWF
России.
"Для минимизации риска аварий, подобных взрывам на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе, в России необходимо ужесточить ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", полагают юристы. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. разграничиваются понятия экологического преступления и экологического проступка. "При разграничении уголовно наказуемых деяний от административных проступков особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба", уточняет пресс-секретарь юридического бюро Михаил Кирюхин.
Уголовная ответственность по российскому законодательству предусмотрена ст.85 Закона об охране окружающей природной среды. В таком случае должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ. Нарушителям экологии грозит от 12 до 20 лет лишения свободы - суровый срок за экологический дисбаланс и халатное отношение к природе.
WWF России при этом уже несколько лет добивается принятия другого федерального закона - «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения». Фонд подготовил основы концепции этого закона, однако продвижение его проходит медленно.
По словам координатора программы по экологической политике нефтегазового сектора, Алексея Книжникова, "ключевыми моментами в законе являются - гармонизация российского законодательства предотвращения экологических аварий относительно свода международных законов, усиление межведомственного взаимодействия по данному вопросу, необходимость совершенствования оборудования, начиная с требований по применению танкеров и заканчивая стандартами бурения на шельфе".
Представитель WWF России отмечает, что именно в этом вопросе законодательство США отставало от мировых экологических стандартов. Предлагается также усилить работу по подготовке планов реагирования на разлив нефти. Кроме того, концепция закона предусматривает необходимость создания специальной нормативной базы для работы с животным миром. Отдельное внимание уделяется участию волонтеров в защите природы. В российском законодательстве нигде не прописано юридического основания для работы добровольцев, финансовой и страховой сторон природоохранной деятельности.
Возвращаясь к разливу в Мексиканском заливе отметим, что после случившегося президент США Барак Обама высказал инициативу - возложить на нефтяные компании всю финансовую ответственность за ущерб в случае аварии. Однако попытка увеличить меру ответственности нефтяников в случае крупной аварии была блокирована. Может ли увеличение штрафов научить компании следить за экологией более тщательно?
По мнению Алексея Книжникова, штрафы и ущерб от экологических катастроф оцениваются чаще всего неправильно, поэтому вернее будет не допускать упрощения процедур проверки экологической безопасности нефтегазовых проектов. "Сейчас в России и США проверки экологической безопасности занимают 30 дней. Компания ООО "ПетроРесурс" добилась за месяц разрешения на разведочные работы в акватории заповедной зоны северной части Каспийского моря. Тогда как на такие масштабные проекты требуется, по нашему мнению, не меньше полугода", отмечает координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России.Порядок лицензирования пользования недрами регулируется в России ФЗ «О недрах», «Положением о порядке лицензирования пользования недрами», «О континентальном шельфе РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и «Об исключительной экономической зоне РФ». "Для предотвращения происшествий, подобных разливу нефти в Мексиканском заливе, необходимо разработать международные нормы-стандарты лицензирования пользования недрами. Именно жесткие правила лицензирования и деятельность по надзору за лицензирующими органами и действиями лиц, получивших право на разработку недр, помогут избежать экологических катастроф", вторят защитникам природы блюстители закона.
Когда в США произошла авария танкера «Эксон Валдиз» у побережья Аляски американцы поспешили принять федеральный закон «О нефтяном загрязнении». Россия после аварии в 2007 году в Керченском проливе, когда из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось около 2 тысяч тонн мазута, не преминула последовать примеру островного государства. Возможно, именно сейчас, после аварии в Мескиканском заливе, пришло время укрепить свою законодательную базу относительно охраны морей от нефтяных загрязнений и не дожидаться очередного черного пятна на голубой поверхности Земли.