В начале апреля вице-премьер РФ Сергей Иванов обвинил российские нефтяные компании в том, что они тормозят массовый переход российского транспорта на более высокие экологические стандарты топлива. Проблема даже не в том, что большинство российских производителей активно пользуются присадками, повышающими качество бензина, а не обновляют мощности, чтобы производить нормальное топливо на этапе нефтепереработки. Тревогу вызывает неразборчивость бизнеса, делающего свой выбор в пользу дешевых и высокотоксичных присадок - такими, как ММА (монометиланилин). Несмотря на то, что экологи давно предупреждают о том, что это вещество - концентрированный яд, отравляющий и человека, и природу.
Присадка ММА резко повышает октановое число топлива. По оценкам поставщиков ММА, при введении данной присадки в концентрации от 1,5% до 2,5%, октановое число топлива можно повысить на 6 пунктов и выше. Но есть четкое указание Госстандарта РФ - ограничивать присутствие ММА в топливе на уровне 1,5%. Специалисты "ВНИИ нефтеперерабатывающей промышленности", впрочем, даже ГОСТовский регламент считают завышенным. По их оценкам, содержание ММА в топливе не должно превышать 1,3%. Эти требования обоснованны, поскольку монометиланилин - субстанция, мягко говоря, небезвредная.
Во-первых, даже при незначительном нарушении концентрации ММА, смолообразование на деталях двигателя и топливной системы автомобиля, и так свойственное этому веществу, начинает прогрессировать более быстрыми темпами.
Эксперты утверждают, что ни о каких экологических стандартах применительно к бензину с использованием веществ, подобных ММА, говорить не приходится. Результатом являются не только непредвиденные поломки внутренних деталей двигателя, но и увеличение выброса загрязняющих веществ в атмосферу. ММА вещество малостабильное, и по инструкции, допускаться к работе с этим химическим соединением может только хорошо обученный персонал, так как ММА, являющийся кровяным и нервным ядом, вызывает отравление при вдыхании паров или всасывании через кожу. А техника безопасности при транспортировке требует использования герметичных железнодорожных цистерн и спецсоставов, не допускающих ударов, ведь незначительная утечка способна привести к сильнейшему загрязнению окружающей среды.
В то же время, даже не отказываясь полностью, но снизив количество ММА, и сочетая его с другой, более экологичной и эффективной добавкой - МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) в соотношении 20% к 80% соответственно, с точки зрения повышения октанового числа производители достигают результата не хуже, а побочных негативных факторов - в разы меньше. Кстати, именно МТБЭ в подавляющем большинстве своем используется производителями топлива в странах Евросоюза. Крупные мощности по производству МТБЭ расположены в Голландии, Германии и Великобритании. По оценкам экспертов, на эти три страны приходится более 50% производства этой добавки в Европе. Единственным исключением из развитых стран, где МТБЭ сегодня запрещено к применению в составе бензинов, являются США. Они просто могут себе это позволить, поскольку обладают крупнейшими в мире мощностями по производству биотоплива (биоэтанол).
Возникает вопрос - если повышение октанового числа топлива, призванное улучшить экологию, напротив, наносит ей вред, почему регуляторы до сих пор столь благодушно относятся к применению ММА отечественными производителями топлива?
Ответ, впрочем, лежит на поверхности - бюрократическая неразбериха. Централизованного регулятора вопроса качества топлива как такового у нас в стране нет, а производителям выгодно добавлять в бензин дешевые, пусть токсичные, но пока не запрещенные вещества. Между массой госорганов, которые, так или иначе, контролируют качество топлива, начиная с Нефтяной инспекции, различных органов Госстандарта и заканчивая Роспотребнадзором, не существует какого-то межведомственного взаимодействия. Соответственно, меры, которые предпринимаются к производителям несоответствующего стандартам топлива, заканчиваются на уровне штрафов.