Архипелаг Новая Земля может стать морскими воротами к газовым месторождениям Ямала и шельфа арктических морей. Два обстоятельства – близость к месторождениям и относительно благоприятные условия для мореплавания, позволяют рассматривать западное побережье архипелага как перспективное место для создания нового порта для перевалки нефти и сжиженного природного газа.
Система магистральных газо- и нефтепроводов, существующая в России, не претерпела принципиальных изменений с советских времен. Углеводороды, добываемые в Западной Сибири, транспортируются главным образом в Европейскую часть страны, далее в европейские страны ближнего и дальнего зарубежья. Такая система соответствовала советской экономике, когда большая часть топлива потреблялась в самом СССР и союзных странах Восточной Европы, а объемы поставок были запланированы на годы вперед.
Рыночная экономика и новая геополитическая обстановка поставила перед российским ТЭК ряд новых задач: увеличить долю экспорта в дальнее зарубежье, расширить географию поставок, минимизировать транспортировку углеводородов через территорию других государств и в целом, создать белее гибкую систему экспорта газа и нефти. Технический прогресс в строительстве газопроводов позволил прокладывать их по дну морей, что привело к рождению проектов South Stream и Nord Stream, реализация которых позволит значительно сократить транзит газа через территорию стран ближнего зарубежья.
Есть и второй вариант транспортировки газа через моря – использование специализированных судов-газовозов для перевозки сжиженного природного газа (СПГ).
Преимуществами этого варианта являются: полная независимость системы транспортировки от сопредельных государств, исключительную гибкость и расширение географии поставок. Суда-газовозы смогут доставлять российский СПГ практически в любой порт мирового океана. Мировой рынок сжиженного газа растет гораздо быстрее, чем газовый рынок в целом, что делает производство и экспорт СПГ весьма перспективным проектом.
Россия со своим газом пока не представлена на мировом рынке СПГ. Осуществляемые компанией «Газпром Маркетинг и Трейдинг» в последние годы спотовые сделки заключаются на базе соглашений на покупку и продажу СПГ. Начало производства и экспорта сжиженного природного газа в рамках проекта «Сахалин-2» на Дальнем Востоке планируется начать в 2008 году. В 2014 году мощности по производству СПГ планируется создать в районе Мурманска (п.Териберка), в ходе освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря.
Экспорт газа с крупнейших месторождений, освоение которых ведется на полуострове Ямал, планируется вести только по системе газопроводов. Основная причина, препятствующая вывозу СПГ из Западной Сибири на судах-газовозах – сложные ледовые условия в акватории Северного Ледовитого океана.
Ледовый барьер на пути СПГ
Карское море, омывающее побережье Западной Сибири, характеризуется крайне сложными условиями для навигации, что связано с экстремальными климатическими условиями и особенностями ледового режима. Большую часть года море покрыто тяжелыми льдами, плавание в которых невозможно без использования мощных ледоколов, в том числе атомных.
Периодически ледовые условия требуют обеспечения ледокольной проводки даже летом, а также использования только судов ледового класса. Кроме того, прибрежные воды мелководны, что препятствует использованию крупных судов и требует особых погрузочно-разгрузочных устройств.
Ряд экспериментальных плаваний подтвердил неэффективность круглогодичной коммерческой навигации в данном районе. Образно говоря, все проекты по организации производства СПГ в Западной Сибири были похоронены льдами Карского моря.
Однако, в расположенном западнее Баренцевом море, благодаря влиянию теплого Северо-Атлантического течения, являющегося продолжением Гольфстрима, температура воды выше, а ледовые условия гораздо более благоприятные. На юго-западном побережье действует единственный незамерзающий российский порт на Северном Ледовитом океане – Мурманск. Хотя Кольский залив, на берегу которого расположен Мурманский порт, в некоторые зимы замерзает, здесь можно обойтись без ледоколов (для околки льда используют портовые буксиры) и возможно круглогодичное использование обычных судов, без ледовых подкреплений корпуса. Проблема заключается в значительной удаленности Мурманска от газовых месторождений Западной Сибири – около двух тысяч километров.
Но есть и еще один вариант, который подсказывают особенности распространения теплых течений в Баренцевом море. Ветвь теплого Северо-Атлантического течения, именуемая Нордкапским течением, приникает в акваторию Баренцева моря с юго-запада, омывая побережье Норвегии и Кольского полуострова (где расположен Мурманск). Затем, теплое течение проходит параллельно южному побережью, на расстоянии нескольких сотен километров от него и «упирается» в архипелаг Новая Земля, после чего сворачивает на северо-восток, омывая западное побережье обоих островов архипелага до 75-го градуса северной широты. Приблизится к южному побережью Баренцева моря теплое течение не может из-за ряда выдающихся на север преград – в первую очередь полуострова Канин и острова Колгуев, а также мелководности акватории. В результате зимой в Баренцовом море наблюдается уникальный ледовый режим – южная и северная части акватории скованы льдами, в то время как в центральной части моря проходит свободный ото льда коридор, шириной 400-500 километров, идущий с запада на восток от берегов Норвегии до Новой Земли.
Еще 20-30 лет назад вдоль западного побережья Новой Земли зимой формировалась полоса плавучего льда шириной до 100-150 км, но потепление климата привело к сокращению площади льдов и в последние годы к Новой Земле можно плавать почти беспрепятственно (Карта 1).
Потепление климата делает целесообразным рассмотреть возможность строительства на архипелаге Новая Земля морского порта, центра производства и экспорта СПГ, и газопровода Ямал - Новая Земля.
Новая Земля – преимущества и недостатки
Если сравнивать три различных варианта транспортировки СПГ – через Мурманск, через южное побережье Карского моря и через Новую Землю, то ключевыми являются следующие параметры:
1. Расстояние от месторождений до порта (протяженность газопроводов);
2. Ледовый режим в акватории, окружающей порт;
3. Глубина акватории, позволяющая использовать крупнотоннажные суда;
4. Освоенность территории, что влияет на стоимость строительства.
В качестве исходного пункта на Ямале будем рассматривать Харасавэй (газовое месторождение на западном побережье полуострова), а в качестве возможных центров производства и экспорта СПГ – Харасавэй, Мурманск и поселок Белушья Губа (Новая Земля).
По сравнению с двумя другими пунктами Белушья Губа занимает промежуточное положение – она в несколько раз ближе к месторождениям Ямала, чем Мурманск, но уступает ему по условиям ледового режима и освоенности территории. По сравнению с Харасавэем, Белушья Губа расположена на удалении от месторождений Ямала, но бесспорно превосходит по условиям для мореплавания. Прокладывать газопровод на Новую Землю придется по дну моря – через южную часть Карского моря (1-й вариант) или через Байдарацкую Губу и пролив Карские Ворота (2-й вариант).
Но существующие проекты прокладки магистрального газопровода «Ямал – Европа» предусматривают пересечение Байдарацкой Губы, только несколько южнее, а газопровод на Мурманск будет пересекать горло Белого моря. Так что без подводных участков трубопроводов не обойтись, благо технология их строительства уже отработана.
У Новой Земли есть еще одно, крайне важное преимущество. Создание инфраструктуры на Новой Земле может оказаться очень полезным при освоении Штокмановского месторождения, расположенного на шельфе Баренцева моря. Трасса подводного газопровода от Штокмановского месторождения до Новой Земли будет вдвое короче, чем до Мурманска, кроме того – проходить по значительно меньшим глубинам. Одного взгляда на географическую карту достаточно, чтобы оценить местоположение Новой Земли как центральное, узловое между месторождениями Ямала и шельфа Баренцева моря (Карта 2). Создание здесь порта и опорного пункта нового освоения значительно упростит реализацию всех последующих проектов на шельфах Баренцева и Карского морей.
В итоге, строительство газового порта на Новой Земле имеет следующие преимущества:
1. Уменьшение протяженности трубопроводов от месторождений до порта отгрузки;
2. Выход на весьма перспективный мировой рынок СПГ;
3. Исключительная гибкость поставок – возможность отгрузки СПГ практически в любую часть света;
4. Исключение транзита через территорию иностранных государств;
5. Создание базы для освоения Штокмана и других шельфовых месторождений.
Иные аспекты – нефть, инфраструктура, геополитика
Помимо СПГ, новый порт вполне может стать центром для перевалки нефти из Западной Сибири и восточной части Тимано-Печерской провинции, как с осваиваемых месторождений, так и с уже освоенных.
Это потребует строительства новых нефтепроводов, например, Ноябрьск – Белушья Губа (1350 км) или Варандей – Белушья Губа (400 км), но позволит нефтяным компаниям экспортировать нефть без участия АК «Транснефть», расширить географию поставок, а также продавать на мировом рынке сорт Siberian Light вместо Urals, что обеспечит прибавку цены на 3-6 долл. за баррель. Хотя «Лукойл» уже ввел в строй новый нефтяной терминал в Варандее, ледовые условия здесь гораздо менее благоприятные, чем на Новой Земле.
Для «Газпром»а участие нефтяных компаний позволит переложить на них часть расходов по строительству и эксплуатации порта.
Следует уточнить, что строительство порта на Новой Земле начнется не на пустом месте. В Белушьей Губе есть причальные сооружения, поблизости расположен аэродром Рогачево, способный принимать самые тяжелые самолеты (длина ВПП – 2500 метров) и некоторые инфраструктурные объекты, созданные для обслуживания «Объекта 700» - ядерного полигона. Еще одно преимущество Новой Земли – возможность выбора места для будущего порта из большого числа заливов, расположенных не только вблизи Белушьей Губы, но и на всем западном побережье Южного острова, вплоть до пролива Маточкин Шар.
Конечно, порт на Новой Земле не заменит газопроводы, которые были и остаются основой газотранспортной системы, в том числе при экспортных поставках. Но сам проект экспорта газа через порт на Новой Земле, независимо от того, будет он реализован или нет, станет фактором, с которым во многих случаях придется считаться. В Европе раздаются резкие возражения против прокладки газопровода Nord Stream по дну Балтийского моря, лоббируется сухопутный маршрут, что сохранит зависимость российского экспорта газа от стран-посредников. Альтернатива в качестве порта на Новой Земле станет весомым аргументом в отстаивании позиций по маршрутам транспортировки.
Автор: С.А. Шумовский