USD 96.4172

0

EUR 104.8565

0

Brent 73.06

0

Природный газ 2.25

0

...

После того, как вы изнасиловали девушку, как заставить ее любить?

На прошлой неделе состоялось достаточно яркое событие, которое никто не заметил, по-моему, никто не оценил. Дело в том, что Юкос впервые стал первым по уровню капитализации на российских рынках, обогнал Газпром, который был стандартным лидером в этой сфере.

После того, как вы изнасиловали девушку, как заставить ее любить?

На прошлой неделе состоялось достаточно яркое событие, которое никто не заметил, по-моему, никто не оценил. Дело в том, что Юкос впервые стал первым по уровню капитализации на российских рынках, обогнал Газпром, который был стандартным лидером в этой сфере. Это победа не просто одной компании в гонке с другой компанией, и мне кажется, что это принципиально важно. Потому что Юкос ? это компания не самая богатая. Очень богатая, но не самая богатая, не самая рентабельная, даже в той же отрасли, по-моему, у кого-то еще, у Сургутнефтегаза, например, состояние больше. Понятно, что Газпром по масштабу бизнеса на порядок больше Юкоса, и я думаю, что Лукойл тоже больше Юкоса не только по объему добычи, но и по объему бизнеса в целом. Юкос сумел их обогнать за счет более эффективного менеджмента, большей прозрачности компании. То есть, он смог победить за счет качества бизнеса. Мне кажется, что это принципиально важно, потому что это предельно наглядный и очень понятный пример того, что в России можно побеждать не только за счет масштаба бизнеса, не только за счет каких-то связей и контактов, которые, я думаю, у всего нашего крупного бизнеса примерно на одинаковом уровне. Побеждать можно за счет качества бизнеса. Качество бизнеса, качество менеджмента, качество стратегии бьет масштабы производства. То есть, это победа интенсивного развития над экстенсивным.
Это очень серьезно еще и потому, что это победа рыночного менеджмента над недостаточно рыночным. Это хорошая новость, которых, в общем-то, не так много в современной истории России. Не потому, что одна компания победила другую, это их внутренние разборки, но потому, что качественный бизнес победил именно за счет качества. Это чистый пример, чистая победа.
Ну, я думаю, с Газпромом все понятно. Это как было министерство, так и осталось. Но теперь он еще и обнаружил, что склонен прибегать к силовым методам решения деловых проблем, как показывает история с Сибуром.
Лукойл, в общем-то, тоже, потому что история с ТВ-6, это история с пенсионным фондом Лукойл. То есть, это затрагивает в том числе и репутацию группы Лукойл. Это бизнес, который внутренне готов идти на применение административных механизмов.
Контроль над Сибуром возвращен Газпрому силовым методом, но теперь у Газпрома возникает новая задача. Хорошо, контроль есть, а как теперь заставить работать этих менеджеров? После того, как вы изнасиловали девушку, как теперь заставить ее любить? Потому что, конечно, газохимическая промышленность ? это одна из самых привлекательных, одна из самых рентабельных отраслей сегодня и завтра, и на долгосрочную перспективу. Она выгоднее, чем просто добыча и продажа газа, в том числе, и из-за либерализации европейского газового рынка, из-за того, что долгосрочные контракты Газпрома дальше не будут перезаключаться. Именно поэтому активы выводились из Газпрома, именно поэтому создавался Сибур, именно поэтому контроль за Сибуром жизненно важен для Газпрома. И теперь возникает идиотский вопрос: теперь, когда контроль за Сибуром восстановлен таким методом, как заставить менеджеров Сибура работать с энтузиазмом? Потому что Сибур был характерен не только тем, что там хорошие основные фонды, он был принципиально значим еще и потому, что там был хороший менеджмент, который был собран Голдовским, отмобилизован и сплочен, и воспитан. И этот менеджмент является ничуть не меньшим достоянием Сибура, а может быть и большим, чем все его заводы, чем вся эта отрасль. И настроение этого менеджмента - один из главных факторов эффективности Сибура. Если этот менеджмент почувствует себя изнасилованным, то возникнет вопрос: а стоила ли овчинка выделки? Стоило ли восстанавливать контроль за этими активами, если все равно не удалось заставить их работать эффективно. Так что, если Миллер сможет решить вслед за задачей установления контроля за Сибуром, задачу мобилизации менеджмента, чтобы менеджмент работал на Газпром так же, как он раньше работал на Сибур, тогда это будет выдающаяся победа. Тогда Миллер войдет в историю российского бизнеса, ну а если нет, то нет. Победа Газпрома сегодня недостаточна. Как Ленин говорил: мы Россию завоевали, а теперь нам нужно ее убедить. Сибур завоевали - теперь его нужно убеждать. У коммунистов это не получилось, получится ли у Миллера ? посмотрим, хотя я, естественно, желаю ему удачи, потому что производство должно работать.
И наконец последнее. Я, наверное, много чего упустил, но последнее, на что я обратил внимание на этой неделе, это довольно ощутимая инфляция - инфляция первых 14 дней января. Это при том, что первую неделю Россия, вообще-то, частью пила, а частью ничего не покупала, доедая новогодние торты и салаты. Инфляция составила 1,2%, по-моему. То есть, в целом за январь будет где-то 2,5%, может быть даже немножко больше. Думаю, что с учетом повышения тарифов ЖКХ это будет даже 2,6%. В общем, 2,5% или немножко больше будет инфляция в январе. А это означает, что год начался с довольно высокой инфляции, это означает, что разгул инфляции продолжается. Инфляция в августе была нулевая, а потом неуклонно возрастала. 0,6% - в сентябре, 1,1% - в октябре, по-моему, 1,4% - в ноябре и 1,6% - в декабре. То есть, скачок будет на один процентный пункт. Он частично вызван сезонностью, частично вызван разовым поведением ЖКХ, частично разовым удорожанием пассажирских перевозок и так далее, но дальше начнется повышение тарифов естественных монополий, которое будет поддерживать рост цен. Это очень опасно. Высокая инфляция опасна не сама по себе, а тем, что наше государство, не желая проводить антимонопольную политику, то есть, не желая бороться с причиной избыточной инфляции, может начать бороться с неужесточением финансовой политики. То есть, инфляция вызвана структурными причинами, а государство, ничего не сделав с этими структурными причинами, будет пытаться сжимать денежную массу, то есть, ругать одну сестру за беременность другой.
Стерилизовать деньги в федеральном бюджете по 90 млрд. за год и развлекаться прочими подобными делами можно было, когда на страну лился поток нефтедолларов. Эти нефтедоллары смывали любую глупость. Правительство нежилось в нефтяном джакузи, когда за счет благоприятной конъюнктуры в 2000 году было $25 млрд., а в прошлом 32 млрд. нефтедолларов дополнительно. Понятно, что в 2002 году этого не будет.
2002 год предкризисный сам по себе. Если правительство попытается продолжать бороться с высокой инфляцией ужесточением финансовой политики и сделает эту политику чрезмерно жесткой, это вызовет то же, что в 1995-97 годах вплоть до кризиса неплатежей. Как минимум это всерьез затормозит экономическое развитие вдобавок к нашим инерционно нарастающим бедам. Вот это опасность. Неадекватная реакция государства на ощутимую инфляцию ? это большая опасность, которая перед всеми нами стоит.

Автор: М.Г.Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук